И, классическая, Культура, Литература, Статьи, Фольклор

Персидская поэзия в эпоху Каджаров

В период династии Каджаров (1789–1925), благодаря тому, что правители этой эпохи покровительствовали поэтам-панегиристам,  поэзия постепенно расцвела. Поэты отказались от стиля сефевидского периода (1501–1736) и вернулись к манере стихосложения более ранних эпох. В хвалебной оде (касиде) это был стиль XI и XII вв., а в лирике (газал) –  XIII и XIV в. н. э. Новый стиль стал известен как «литературное возрождение» (базгашт-е адаби). Следует учитывать, что, вопреки известным правилам развития стиля, между индийским стилем и периодом литературного возрождения не существует промежуточного стиля или школы. Таким образом, есть некая условность в том, чтобы назвать период возрождения «стилем литературного возрождения».

Литературное возрождение  в основе своей было реакцией на чрезмерную сложность и искусственность индийского стиля. Эта реакция возникла прежде всего в Ширазе, Исфахане и Хорасане, а затем и в Тегеране, и знаменовала  возвращение к манере стихосложения старых мастеров, то есть хорасанскому и иракскому стилю. Движение началось с создания ассоциаций, которые выступали против следования индийскому стилю и были уверены в превосходстве более древних поэтов. Первая такая ассоциация сформировалась в Исфахане; в нее вошли Моштаг Эсфахани (1689–1757), Насир (Табиб) Эсфахани (1715–1755), Хатеф Эсфахани (сер. XVIII в. –1784) и Сабахи Бидголи (умер в 1799 г.), а также некоторые другие литераторы. Позже при дворе Фатх Али-шаха Каджара (1834–1797), который сам писал  иногда стихи под поэтическим псевдонимом (тахаллос) «Хакан», возникло еще одно объединение с таким же названием. Эта группа начала развивать идеи возрождения более активно, чем предыдущие.

Среди известных поэтов эпохи Каджаров можно назвать следующих: Саба Кашани (1800–1859), Нешат Эсфахани (1761–1828), Весал Ширази (1783–1846), Каани ( 1808–1854), Соруш Эсфахани ( 1812–1868), Моджмар Эсфахани (1776–1810) и Форуги Бистами (1799–1854). Каани Ширази (1808–1854), поэт времени Мохаммадшаха (1834–1848) и Насируддин-шаха Каджара (1848–1896), подобно своим предшественникам сочинял панегирики и сатиры. Однако его новаторство проявилось во вступительной части касыд, т.е. в любовном зачине и описании (газал, васф), в мелодии стиха и в особенности – в произведениях жанра мосаммат.

Еще один поэт начала эпохи Каджаров, в чьем творчестве можно усмотреть искру новаторства, – Йагма Джандаги (1781–1859). Его оригинальность проявилась в содержании его стихов, шутливых и сатирических. В своих стихах Йагма, бывший прежде всего поэтом-сатириком, обрушивается с критикой на религиозных святош и лицемерных проповедников. Есть у него и элегические произведения (марсийе); они очень напоминают народные песни. Позже, во времена конституционного движения (см.), сатирические и революционные стихи слагались в похожем стиле.

Кайеммакам Фарахани  (1799–1835) приложил большие усилия, чтобы приблизить поэзию эпохи Каджаров к обществу и поставить на службу его целям и задачам.

Период правления Каджаров – это время господства касыды. Жанровые формы касыды и газели в это время преобладали в поэзии, хотя и иные формы продолжали использовать.

 

Захра Мохаммади

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *