Во время правления Насер ад-Дин шаха Каджара (1848-1895 гг.) и премьерства Мирзы Хосейн-хана Сепахсалара (1828-1881 гг.) (см.), некоторые иностранцы приобретали концессии на разработку полезных ископаемых и других ресурсов Ирана.
В 1872 году британскому поданному, барону Полу ДжулиусуРейтеру предоставили одну из первых и самых важных концессий в Иранесроком на 70 лет. Он получил право на добычу полезных ископаемых (за исключением драгоценных металлов, таких как золото и серебро), каменного угля, иранской нефти, а также на строительство железных дорог, телеграфных линий и фабрик, разработку лесов и подземных оросительных каналов, создание ирригационных сооружений, а также право экспорт всех видов продукции, учреждение банков, почтовых и телеграфных отделений и предприятий. Рейтер бесплатно получал необходимые для работы земельные участки и всю необходимую местную рабочую силу. Правительство гарантировало ему доход в определенном размере. Рейтер был полностью освобожден от уплаты налогов, внешних и внутренних таможенных пошлин. Взамен на все эти льготы, он должен был отдавать иранскому правительству 15-20% чистой прибыли от своей деятельности.
Такой шаг Насер ад-Дин Шаха по передаче такой концессии иностранному подданному был настолько странным, что вызвал удивление мировых экспертов и специалистов по вопросам торговли того времени. Они считали неразумным, что глава страны предоставил концессию на использование всех полезных ископаемых страны человеку, у которого нет ни капитала, ни технического оборудования, ни специального образования, ни способностей. Насер ад-Дин Шах, который отправился в путешествие по Европе, после возвращения осознал свою ошибку. Ему пришлось столкнуться с возражениями мыслящей части общества, недовольством Российской империи и протестными письмами богословов. В связи с этим,в 1873 году шах был вынужден аннулировать договор о концессии. Но вместо этого в 1889 году шах предоставил сыну Джулиуса Рейтера, барону Джорджу Рейтеру, концессию на учреждение Императорского банка Персии (Шахиншахский банк) и Банка обрабатывающей и горнодобывающей промышленности Ирана сроком на 60 лет, а также передал этому банку монопольное право на выпуск бумажных денег.