Зурванизм. Отделившееся от зороастризма религиозное течение, истоки которого берут начало в идее беспредельности сущего времени. Зурванизм сформировался на основе философских и религиозно-мистических учений.
В Авесте в тексте Ясны имя «Зурван» приводится в сочетании с двумя определениями — akarana («вечный, бесконечный») и darеghо-khwadāta («долговременное правление разума»), которые соотносятся с двумя концепциями понимания времени в зурванизме. Большинство исследователей полагают, что с конца эпохи Ахеменидов в зороастрийских верованиях, распространённых в западном Иране, бытовало мнение, что Ахура Мазда и Ахриман — братья-близнецы и дети Зурвана (бесконечного времени). Согласно зурванитским представлениям, Зурван является высшим началом, существовавшим до сотворения Вселенной. Он возжелал создать Творца, который бы сотворил небеса, землю и все, что в них есть. Таким образом, в утробе бесконечного времени появился на свет создатель всего сущего Ормузд (Ахура Мазда). Но Зурван впал в сомнения, результатом которых стало рождение Ахримана — разрушительной силы. Зурван назначил Ахримана править миром в течение девяти тысяч лет (или, согласно одному из преданий, — двенадцати тысяч лет), но поставил условие, что по завершении этого срока править миром будет Ормузд. Сила Зурвана воплощена в вечном предопределенном движении небесных тел. Поэтому зурванизм в целом является фаталистическим учением. В эпоху правления династии Сасанидов это вероучение было весьма популярным в образованных кругах общества, а позднее, в исламский период, получило распространение среди последователей зороастризма. Однако после того, как возобладали дуалистические идеи, учение зурванизма было предано забвению.
Ахмад Реза Хезри