В 1874 г. Мирза Фатхали Ахундзаде (1812–1878) написал историческую повесть «Обманутые звезды, или История Юсуф-шаха Сираджа». После перевода этого произведения на персидский язык постепенно стали появляться и другие исторические романы. Появление исторического романа следует считать непосредственным результатом культурно-образовательной деятельности колледжа Дар ал-Фонун (см.). Переводы исторических и социальных романов с разных языков, выполненные в период конституционного движения Машрутийе (1905–1911, см.), повлияли на создание жанра исторического романа в Иране. Новый литературный стиль, где ведущая роль от поэзии перешла к прозе, привел к тому, что повседневные жизненные проблемы достаточно внезапно вошли в литературный обиход. Так был обеспечен предварительный период для того, чтобы в последующие после конституционной революции годы ряд писателей, обратившись к образам исторических деятелей прошлого, занялись воссозданием их биографии в своем воображении и стали сочинять романы, рисующие (наряду с прочей прозой и поэзией эпохи Машрутийе) картину сломленного и покоренного общества.
Чаще всего в качестве исторического фона подобных романов избирался доисламский период иранской истории. Идея заключалась в том, чтобы путем описания событий той эпохи напомнить читателям о величии и богатстве древнего Ирана и тем самым возродить надежду на создание великой страны, свободной от гнета чужеземцев. Хотя подобные романы имели множество литературных недостатков и были полны исторических неточностей, их появление и распространение все же было важным литературным событием, а сами они стали предвестниками возникновения нового явления в иранской прозе.
Одним из пионеров новой персидской прозы является Хосров Керманшахи (1849-1919). В полный смятения и неурядиц период конституционного движения он создал роман «Солнце и тугра» (1909). Сюжет романа разворачивается в эпоху правления монголов в Иране. Перед читателями оживают яркие картины нравов, обычаев и одежды иранцев той поры, придворные сцены, игра в конное поло (чоуган), радости и беды людей. Еще один из наиболее ранних исторических романов, «Любовь и власть», написал в 1918 г. Шейх Муса Кабудар Аханги (1881–1953). Мирза Хасан-хан Бади (1872–1937) стал автором романа «История Кира».
«Расставляющие ловушки, или Мстители за Маздака» (1920) – произведение Санатизаде Кермани (1895–1973) – еще один исторический роман подобного рода. В нем повествуется о событиях правления шаха Йездигерда III (г. пр. 632–651), последнего правителя Сасанидского Ирана, о нападении мусульман под предводительством Са‘да б. Аби Ваккаса на Иран и знаменитых битвах при Кадисии и Нехавенде.
Возникнув в определенных условиях в качестве ответа на исторические и культурные потребности своей эпохи, исторический роман в дальнейшем продолжал развиваться. Позднее появились и другие образцы этого жанра, как, например, романы «Йакуб б. Лейс ас-Саффар» (1936, автор Йахья Гариб), «Бахрам Гур» (автор Мохаммад-Али Халили (род. 1937)) и «оперетта Обет Заратуштры» (автор Али Азари (1903–1975)). В романе «Предание о Лазике» (1931, автор Хайдарали Камали (1869–1936)) описываются сражения греков с войском Хосрова Ануширвана (531–579) в царстве Лазика, что находилось когда-то на побережье Черного моря. Другие романисты: Забих Бехруз (1889–1971), автор романа «Шах Ирана и царица Армении» (1927), и Хосейн Рокнзаде Адамийат (1899–1973), чей роман «Храбрецы Тангестани» (1931) – одно из немногих произведений, открыто обращающихся к современной истории Ирана.
Захра Мохаммади