Юсеф-хан Мосташар од-Доуле-йе Табризи (1823-1895 гг.) — один из мыслителей и писателей эпохи Насер ад-Дин Шаха (годы правления 1848-1896). После изучения персидского письма и арабского языка, шариатских наук и службы в различных министерских организациях в Иране и за его пределами, Мосташар од-Доуле в конце 1867 года был назначен поверенным в делах посольства Ирана в Париже и уехал во Францию через Стамбул. В 1882 году, когда мирза Яхья-хан Мошир-од-Доуле Казвини (1832-1892) достиг поста министра юстиции, он выбрал Мосташар од-Доуле своим заместителем, но из-за вымогательств и коррупции, существовавших в судебной системе, Мосташар од-Доуле отказался от службы в органах правосудия. Поскольку в те дни в стамбульской газете «Ахтар» были опубликованы статьи, обрушившиеся с критикой в адрес иранских судов, то предположили, что Мосташар од-Доуле был причастен к их публикации, и его уволили с государственной службы и посадили на пять месяцев под стражу. После нескольких месяцев заключения и уплаты штрафа он был освобожден и отправился в Тебриз в качестве главы отделения Министерства иностранных дел в провинции Азербайджан. Мосташар од-Доуле был знаком и состоял в переписке с Мирзой Фатали Ахундзаде (Ахундов) (1812-1878) и многому научился у него. В период государственного служения в Азербайджане, Мосташар од-Доуле написал подробное письмо наследному принцу мирзе Мозафереддин-шаху (впоследствии тот правил Ираном с 1896 по 1907 гг.), в котором просил наследника передать это послание шаху. В этом письме он критиковал авторитарную власть и коррумпированность двора, требовал проведения государственных реформ, установления законности, свободы и равенства, потом он предупредил, что, если правители Ирана не попытаются учредить законодательное собрание, ход исторических событий обязательно навяжет нам его. Такая резкость и откровенность не сочетались с деспотичными методами правления Насер ад-Дин Шаха, поэтому Мосташар од-Доуле перевезли в Казвин, посадили в тюрьму и подвергли пыткам: книгой, составленной им под названием «Единого слова» (и под этим он имел в виду «законы») его били по голове так сильно, что у него слезились глаза. Через несколько лет, в 1895 году, он, испытывая болезненные страдания, скончался. Юсеф-хан Мосташар од-Доуле в своём трактате под названием «Единое слово», после описания положения иранского общества, объясняет, что лишь верховенство закона является единственным способом, ведущим к спасению народа. Одним из факторов прогресса Ирана он считал улучшение путей сообщения и строительство железных дорог, поощрение переселения европейцев в Иран и отправление студентов в Европу. Он был уверен в том, что таким способом иностранные науки и технологии получат распространение в Иране и вызовут интеллектуальное и социальное преображение Ирана. Свободолюбивые мысли Мосташар од-Доуле нашли своё отражение в его трактате «Единое слово». На его страницах он вопрошает своих соотечественников: «Почему вы сидите в таком состоянии отрешённости и нерешительности? Почему не думаете о развиых нацияхи?»; «Основой европейского устройства является то единое слово, сквозь которое проглядывают прогресс и добродетель … Единое слово, которое вмещает в себя все уложения Европы, — это Книга Законов». В этой работе, заложив в основу своего правопонимания новые европейские законы, он также обращает внимание на иранские исламские устои и традиционные ценности. Об этом он написал в письме к мирзе Мозафереддину, бывшему в то время наследным принцем: «Установление закона никогда не войдёт в противоречие с устоями ислама и не навредит религии и мусульманам, наоборот через исполнение закона ислам и мусульмане обретут пользу, а освободившись из рук чужеземцев, в глазах людей всего мира они заживут полной и прекрасной жизнью». Трактат «Единое слово» стал одним из самых важных и основополагающих произведений эпохи Каджаров в области законотворчества. Этот трактат явился новой основой для современных законов и законодательства в Иране и одной из юридических и интеллектуальных основ движения в поддержку конституционализма. Многие темы, затронутые в «Едином слове», впоследствии рассматривались в трудах борцов за принятие конституции.
Мехди Санаи