Эта мечеть находится в городе Исфахане (см.) на знаменитой площади Имама (Накш-э Джахана) и является настоящим шедевром архитектуры и искусства мозаичной облицовки XVII в.
Шах Аббас (1571-1629) повелел построить её в 1603 г. в честь своего тестя, почитаемого ливанского учёного, шейха Лотфоллы.
Строительство мечети длилось 18 лет. Она была известна также под названием Женской мечети, так как подземный ход, ведущий в неё из дворца Али Гапу (см.), позволял жёнам и наложницам шахского гарема посещать молитвенный зал, не показываясь публично. Купол мечети бежевого цвета и украшен арабесками. Его нежные кремовые тона меняют оттенок в зависимости от времени суток, но лучше всего мечеть смотрится на закате и ночью. Ещё мечеть Шейха Лотфоллы необычна тем, что у неё нет минаретов и внутреннего двора.
Над входом в мечеть, на самом высоком месте, над ажурной решеткой, можно прочесть эпитафию : «Это скромное произведение в честь имама Али». Слова, оставленные рукой мастера, свидетельствуют об укоренении шиитского ислама среди элиты страны в эпоху Сефевидов (1501-1736).
Для того чтобы попасть в купольный зал, необходимо пройти по коридору, несколько раз повернув направо. Уникальный купол мечети выложен кафелем с великолепным, роскошным орнаментом, напоминающим рисунок павлиньего хвоста. Это впечатление усиливается тем, что рисунок выложен от большего снизу, постепенно уменьшаясь к верху, и в самом центре он превращается в точку.
По замыслу великого архитектора этой мечети купол создан однослойным. Его наружный диаметр составляет 22 метра, высота — 32. Диаметр подкупольного зала составляет 18,8 метра при ширине стен 160 сантиметров. Подкупольный зал, преобразуясь из квадратного помещения в восьми-, а затем в шестнадцатиугольное, постепенно превращается в окружность, на которой установлен купол. Высокое мастерство архитектора проявляется в том, что этот переход практически незаметен. Под куполом, по всей его окружности, находится шестнадцать окон с двойными ажурными решетками из алебастра, которые украшены мозаикой из кафеля. Роспись на изразцах этой мечети создавалась лучшими мастерами эпохи Сефевидов, такими как Риза-йи-Аббаси́ и Багер Бана.
Михраб мечети считается одним из самых необычных для того времени. По обе стороны от него находится памятная каллиграфическая надпись на кафеле, которая гласит: «Это скромное, ничтожное творение рук человеческих нуждается в милости божьей — Мохаммад-Реза-Бен (сын) мастера Хосейна Бана Исфахани.»
Библиография:
1.Осанов И.В. (2014). Иран. страна-загадка, открывающаяся миру. М.: Вече. с.196-198
2.Гасеми, Мансур, Дерахшеш Л. (2011). Исфаган, который был, Исфаган, который есть. Исфаган: Нахофт. с.77-79