Уникальная археологическая зона с четырьмя скальными барельефами эпохи Сасанидов (см) под общим названием «Накше Раджаб» расположена в 3 км к северу от Персеполя (см.), на развилке дорог, ведущих в сторону Накше-Рустам (см.) и в сторону Пасаргад (см.).
Само ее название в переводе на русский язык – «Изображение Раджаба» – не имеет никакого исторического подтверждения и было дано в 1772 г. датским путешественником Карстеном Нибуром, впервые более-менее научно описавшим барельефы. По его запискам, именно так местный деревенский староста величал это место, принимая Шапура (III в.) за некоего индийского раджу.
На первом из барельефов Накше-Раджаба изображена процессия людей, во главе которой на коне восседает царь. Его легко опознать по шарообразной короне. Барельеф называется «Шапур I с семьёй и придворными». На груди царской лошади можно разобрать какие-то письменные знаки, утверждается, что эта фраза на трёх языках, характеризующая седока как «императора иранцев», ведь название «Эраншахр», «Страна иранцев», было узаконено при отце Шапура I – Ардашире I Папакане. Это самый большой барельеф в комплексе, его длина составляет 6 м, высота – 4 м.
На следующем барельефе изображены несколько стоящих человек, один из которых идентифицирован как внук Ардашира и сын Шапура – Варахран I. Барельеф называется «Коронация Ардашира I», коронует его сам Ахурамазда (бог в зороастризме (см)). Примечательно, что именно у Ардашира появилась та самая шарообразная корона, по которой легко узнать представителей Сасанидов (III-VII в.). На самом деле это не корона, а «коримбос» (по-гречески – «узел») – мягкий шёлк, окутывающий скрученные в пучок царственные волосы. За Ардаширом стоит главный священник, за ним – будущий Шапур I, а за Ахурамаздой – жена и мать коронующегося. Этот барельеф – самый старый в Накше-Раджабе – относится к первой половине III в., его размеры 4,5 × 2,5 м.
Слева от этого барельефа можно увидеть портрет того, кто считал себя защитником зороастризма как главной религии державы Сасанидов, – жреца Картира, служившего в Истахре при Шапуре I и его наследниках. С гордым и невозмутимым выражением лица он указывает на клинописный текст, в котором излагает свои доктрины и краткую биографию. Этот барельеф – самый «молодой» в Накше-Раджабе, его датируют концом III в.
На следующем барельефе изображена «Коронация Шапура I» – одного из самых видных представителей Сасанидов, ему, восседающему на коне, вручает царские регалии также сидящий на коне бог Ахурамазда. Размеры барельефа 2,7 × 4,7 м, он наиболее точно датирован – 241 г.
Библиография:
Осанов И.В. (2014). Иран. страна-загадка, открывающаяся миру. М.: Вече. с.238-240