Хиджаб – понятие, возникшее благодаря Священному Корану и исламскому праву (фикх), оформившееся в культуре мусульманских народов и означающее дозволенное шариатом покрытие тела, особенно, женского, в присутствии человека, не являющегося близким родственником. Поскольку, хиджаб – это понятие, существующее в рамках социальных связей, оно предполагает их взаимообусловленность.
В рамках различных культур хиджаб обретает различные формы, и по этой причине он представляет собой актуальный вопрос антропологии; однако, несомненно, что, как и любое другое явление культуры, его значение в разных культурах различно. Религии также уделяют внимание вопросу хиджаба, поскольку различные формы хиджаба существуют и в других авраамических религиях – иудаизме и христианстве. Хиджаб существовал и в зороастрийском древнем Иране, поскольку в вышеупомянутой религии содержатся сведения, касающиеся данного вопроса.
Хотя Священный Коран не содержит прямого указания на понятие хиджаба в значении покрова для женского тела, это слово встречается в многочисленных аятах в буквальном значении «завеса, преграда», а в переносном – «сокрытие от глаз, неприкосновенность», а также «изолированность и уединенность». По этой причине можно утверждать, что наиболее распространенное употребление слова хиджаб указывает на полное или частичное покрытие тела мусульманки, а в более общем смысле – на создание преграды между двумя противоположными полами. В Коране это слово встречается семь раз: (согласно традиционному порядку ниспослания оно встречается в сурах: Марйам (17; 32);Перенес ночью (45); Разъяснены (5); Совет (51); Преграды (46); Сонмы (53). Разумеется, Коран призывает к целомудренному поведению как женщин, так и мужчин.
В качестве покрывала, закрывающего тело женщины, хиджаб среди арабов установил не ислам. Известно, что задолго до ислама хиджаб, разделяющий женщин и мужчин, существовал на территории Ирана, Рима, Греции и Месопотамии. В древней Месопотамии хиджаб символизировал достоинство и высокое положение женщины; пользовавшиеся уважением замужние женщины носили хиджаб, отличавший их от рабынь и женщин недостойного поведения. Законы Ассирии запрещали рабыням и проституткам носить хиджаб, тем же, кто носил хиджаб, не имея на то права, грозило суровое наказание. В то же время постоянные войны, которые вели между собой греческая, персидская, римская и ассирийская империи, послужили причиной того, что о традиции ношения хиджабаузнали и другие народы. Таким образом, хиджаб постепенно проник в доктрины иудаизма и христианства, а затем распространился среди арабов сначала высших слоев городского населения, а затем и в простонародье.
Хиджаб – это арабское слово, использовавшееся арабами во времена, когда возник ислам. Выражение, обозначающее введение и распространение хиджаба, использовалось в арабском языке, когда шла речь об особом положении жен Пророка. Поэтому, хиджаб – это не новое понятие, начиная приблизительно с 1970 г. оно возродилось и снова вошло в обиход. В Египте во время британской оккупации слово хиджаб стало предметом дискуссий в рамках таких течений как феминизм и национализм, а для отмены существующей среди городских жительниц традиции покрывать голову и закрывать лицо, использовалось выражение رفع الحجاب (отмена хиджаба).
В течение двух последних столетий тема женского хиджаба относится к религиозным и культурным вопросам, вызывающим наиболее ожесточенные дискуссии в исламском мире, а также в некоторых странах Запада, где мусульмане составляют существенный процент населения. Женский хиджаб воспринимается, как правило, в качестве маркера, отделяющего общество модерна от общества традиционного. В настоящее время значение слова хиджаб, служившее изначально для обозначения физических границ между женщиной и мужчиной, стал использоваться в основном для обозначения различных видов одежды, в особенности, тех, которые используются для покрытия головы.
Поскольку женщины в настоящее время все чаще занимают государственные и административные посты, либо получают образование в условиях смешанного обучения, тема раздельного пребывания женщин и мужчин в целом утратила свою актуальность. Тем не менее, вопрос поддержания целомудрия между противоположными полами по-прежнему важен, об этом свидетельствуют случаи неоднократного высказывания беспокойства, связанные с видами женского облачения и покрывала. По этой причине, в мусульманских странах с политико-религиозным устройством, тема женского покрывала играет важную роль, способствуя пониманию того, каким образом общество может сохранить свои религиозные ценности. Однако, в других регионах исламского мира женский хиджаб уже возможно не играет ключевую роли в исламской идентичности той или иной страны, утратив актуальность в качестве идеала исламского общества.
Ахмад Реза Хезри