А, История, Статьи

Ахундов (Ахундзаде) Мирза Фатали

Ахундов (Ахундзаде) Мирза Фатали (1812-1878 гг.) – писатель-просветитель эпохи Каджаров. Его отец был родом из Тебриза, а мать – из Мераге. Родился в Шуше (современная республика Азербайджан).

В Гяндже (ныне в республике Азербайджан) получил начальное образование, а затем в Тифлисе (ныне Тбилиси, Грузия) продолжил обучение, где хорошо освоил русский язык и познакомился со многими свободомыслящими людьми и просветителями того времени.

Он был членом литературного общества «Дивани-Хикмет» («Общество мудрости»), где обсуждались поэты и их творчество. В Тифлисе, который тогда был культурным и политическим центром региона, Мирза Фатали познакомился со многими культурными и политическими деятелями того периода. Со временем влияние его мысли и его общественный авторитет возросли: он стал известен в Иране, России, Османской империи и на Кавказе, а также занимал почетное место в творческих кругах Тифлиса, Москвы и Санкт-Петербурга. Среди его друзей были Мирза Юсеф-хан Мосташар од-Доуле (см.), Джалал ад-Дин Мирза Каджар (1827-1872) и Мирза Мальком-хан (см.).

Фатали, познакомившись с русскими и грузинскими либералами и интеллектуалами, с 1846 года начал заниматься общественно-политической деятельностью. Еще в молодости он планировал основать школу, издать газету и открыть театр наподобие тех, что существовало в России. Таким образом, он хотел повысить уровень грамотности, познакомить людей с их правами и вдохновить женщин на достижение свободы. Мирза Фатали Ахундов считал, что развитие Востока зависит от уровня грамотности и просвещенности его народа.

В области просветительской мысли и литературы Фатали начал свою деятельность с написания пьес и рассказов. В период с 1850 по 1857 годы он создал шесть комедий и одну повесть, в которых критиковал неустроенную общественную ситуацию. В 1858 году Фатали написал трактат «Новый алфавит». Ему потребовалось около пятнадцати лет, чтобы усовершенствовать письменность, с целью облегчения этого средства повышения и распространения новых знаний.

Затем, в 1862 г., он начал работать над трактатом «Письма Камал-од-Доуле», и закончил ее год спустя. В этом трактате критикуется политика, а также убеждения некоторых людей. До конца жизни он редактировал этот трактат, добавляя в него новые мысли и обдумывая, стоит ли его опубликовать. В этот период он также написал несколько критических статей по философии, политике, истории, экономике и литературе.  Под тахаллусом (творческим псевдонимом) «Сабухи» Фатали Ахундов писал сатирические стихотворения.

Мирза Джафар Карачедаги (1834-1892 гг.) перевел с азербайджанского языка на персидский первые пьесы Ахундова, написанные в европейском стиле. Фатали был первым, кто поднял вопрос о реформе алфавита с целью улучшения системы образования. Однако реформа в Иране не была проведена.

Ахундов был убежден, что обществу для его развития и избавления от предрассудков необходимо обязательное всеобщее образование. Он писал министерству науки Ирана: «Государству следует строго приказать, чтобы никто (в городах, деревнях или племенах) не смел занимать своих детей в возрасте от 9 до 15 лет чем-либо другим, кроме обучения чтению и письму по новым стандартам. Также нужно обязать каждую деревню и племя назначить одного учителя для обучения детей». Он неоднократно подчеркивал важность образования не только для городских, но и деревенских жителей, которых нельзя оставлять неграмотными. Фатали не соглашался со своим другом Мосташар од-Доуле, который пытался связать ислам и новые законы в трактате «Одно слово», считая, что некоторые религиозные установки не соответствуют особенностям новой цивилизации.

Труды Ахундова и других просветителей, включая Мосташара од-Доуле, считаются первыми шагами на пути к появлению движения конституционализма (см.) в иранском народе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *