Н, Религия в Иране, религия и язык, Статьи

Назр

Слово «назр» происходит из арабского языка и обозначает «обет». Существует множество точек зрения относительно его происхождения. В некоторых исламских источниках слово «назр» трактуется как обет, обязывающий человека выполнить то или иное деяние, которое не считается обязательным. Давая обет, человек должен быть верен ему.

В Коране часто можно встретить слово «назр», однако только в четырех аятах оно употребляется в значении обещания, которое человек обязуется выполнить (см. Коран, суры: «Аль-Бакара», аят 270; «Марьям», аят 26; «Аль-Имран», аят 35; «Аль-Инсан», аят 7). В арамейском, сирийском языках и на иврите есть слова со схожим значением, но различные по структуре.

На протяжении истории обеты принимали разнообразные формы. Каждый народ по-своему объяснял создание мира и почитал его Творца: одни поклонялись идолам; другие рисовали специальные символы; третьи представляли образы в голове. Считалось, что люди должны удовлетворить потребности Бога, среди которых были еда, одежда, жилье и всё, что необходимо для жизни. Так возникли первые культовые сооружения.  Позже появились подношения, жертвоприношения и обеты, сопровождаемые чтением молитв, стихов Корана и восхвалением Бога.

В Иране до того, как Заратуштра распространил единобожие, не только его арийские предки, но и коренные жители Иранского нагорья верили в разных Богов, каждый из которых имел свою сферу влияния. Люди строили для них культовые сооружения и в местах принятия обета совершали подношения и жертвоприношения. Помимо этого, они расстилали скатерть и украшали ее блюдами специально для принятия обета. Этот обычай был распространен как среди религиозных иранцев, так и наоборот, независимо от географического положения и культуры. Зороастрийцы верили, что принятие обета и совершение жертвоприношения Ахурамазде – благое дело, которое поможет им достичь желаемых целей.  Во времена Сасанидов обычаи принятия обета были заимствованы из зороастризма. В зороастрийских храмах огня проводили ритуалы, торжества, религиозные церемонии и давали обеты.

Известно, что на территории, подконтрольной иранской цивилизации существовали места для принятия обетов. Об этом свидетельствуют сохранившиеся барельефы и эламские печати (3200-539 гг. до н.э.). Со времен Сасанидов остались посуда, монеты, настенные росписи, барельефы с изображением котелков, курильниц и статуй, которые использовались во время принятия обетов.

Обет имел множество форм и значений на протяжении истории Ирана. Иногда обет предотвращал сосредоточения богатства в руках состоятельных людей. Иногда люди давали обет, сталкиваясь с трудностями и болезнями.  В Иране понятие «назра» выходит за рамки шиизма. Принятие обета не привязано к определенным событиям, его могут дать как по религиозным причинам, так и наоборот. В основном обет принимают в лунные месяцы мухаррам, сафар и рамадан. Он может быть как материальным (в качестве денег), так и духовным (например, в виде поклонений Богу, чтения молитв и т.д.) Принятие обета в месяц траура (мухаррам) и сафар по-прежнему имеет важность. Также известно, что важную роль в распространение обетов сыграли женщины.

Сегодня все, что в Иране называют обетом, находится под влиянием исламских учений. Единственное, что сохранилось в обычае принятия обета с доисламского периода – вера в Бога. В мусульманском праве (фикх) есть книга «Назр», в которой описываются виды обетов и их положения.

 

Ахмад Реза Хезри

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *