Графика (или набросок) – вид изобразительного искусства, в основе которого лежат линии и штрихи. Иногда набросок служит подготовительным этапом к полноценной картине или скульптуре, а иногда является самостоятельным произведением. В Иране для графики чаще всего использовали уголь, мел и карандаш, однако иногда художники прибегали к стилю «Абмораккаб», выполняемый кистью и чернилами. Иранские художники намечали основные линии карандашом и называли такие работы «Биранг», то есть «бесцветные».
В иранской графике выделяют два направления: традиционное и западный стиль.
Традиционная иранская графика: В этом направлении работы не имеют ничего общего с реальным миром. Кроме того, в иранских рисунках с использованием изогнутых линий, вне зависимости от того, короткие они или длинные, жирные или тонкие, художники делали основные и второстепенные мазки либо бледными, либо насыщенными; такой стиль получил название калямгири́. Это слово в словарях имеет значение «закрашивание контура рисунка». Фактически, калямгири – один из первых основополагающих элементов графики, высоко ценимый художниками за свою изящность и точность. Техника калямгири, как правило, выполняется одним или двумя цветами с вкраплениями золотой краски. В традиционной иранской графике важен не цвет, а элементы линий и их расположение. Самые древние рисунки, соответствующие правилам миниатюрной живописи (см. Живопись), относятся к монгольской (XIII век) и тимуридской (XIV век) эпохам.
Во время Камаль-ад-Дина Бехзада (1455-1535 гг.) и его последователей,большое внимание стало уделяться традиционной иранской графике. Графика, в том числе и техника калямгири, достигла своего расцвета в эпоху Сефевидов (1502-1736 гг. см.). Тогда же стал широко известен перьевой стиль Резы—йи Аббаси (1565-1635 гг.). Он был самым выдающимся художником исфаханской школы (одна из иранских школ живописи), и его работы впоследствии распространяли его ученики. Основными темами работ данного направления, как правило, были какие-либо исторические события, охота и охотники, различные животные, птицы, симург, драконы, ангелы, дервиши, пастухи, повседневная жизнь и тому подобное. Также среди выдающихся образцов графики эпохи Сефевидов можно отметить работы Муина Мусаввира (1638-1697 гг.).
Графика в западном стиле: В эпоху могущества и стабильности Сефевидов, которая ознаменовалась процветанием торговли между Ираном и Европой, динамизмом городской жизни и формированием нового класса богатых людей, возникло новое направление графики, которое привнесло в искусство свежие краски. С тех пор начинающие художники больше не зависели от придворных комиссий, они нашли новых финансовых покровителей. В создавшейся социальной среде художники постепенно ознакомились с искусством европейского реализма и могольского натурализма (Индия). Художники-графики этого периода подверглись влиянию западных художников, иногда полностью подражая их работам, а иногда сочетая их с традиционной иранской графикой.
Несмотря на то, что изначально графика в западном стиле была достаточно грубой, в эпоху Каджаров (1779-1923 гг. см.) она достигла своего пика, особенно выделялись работы Мухаммада Гаффари, более известного как Камаль оль-Мольк (1847-1940 гг.). Среди выдающихся учеников Камаль оль-Молька, оставивших после себя наследие современной графики, можно выделить Али Акбара Ясми (1903-1980 гг.), Али Мохаммада Хейдарияна(1896-1990 гг.) и Абольхасана Садики (1897-1995 гг.), известного художника-графика и скульптора. В настоящее время в Иране это направление современной графики пользуется большим успехом и популярностью среди многих художников.
Махмуд Джафари Дехаги