Почерк насх — один из почерков персидского и арабского алфавитов. Данный почерк был создан для написания текстов и книг, и в сравнении с такими почерками как насталик, сольс и пр. (см. Каллиграфия), он легче для восприятия. В почерке насх соблюдается равномерность (соотношение и баланс размеров схожих по написанию букв), что считается одним из самых важных правил в каллиграфии, именно поэтому данный почерк признан красивым. Кроме того, почерк насх — это полноценный, умеренный, упорядоченный и четкий почерк, по этой причине не возникает ошибок или затруднений при чтении, в особенности, когда расставлены огласовки. С самого начала создания этот почерк применялся во всех исламских странах и использовался для написания Корана, и по этой причине он получил название «насх», что с арабского означает «отменяющий [остальные почерки]».
В процессе своего развития почерк насх имел разные названия и свои особенности. Так, существовали «насх хиджази», «османский насх или якути», «иранский насх или нейризи», «багдадский или новый насх» и «печатный насх».
В большинстве доступных в настоящее время источников автором этого почерка считается Абу Али ибн Мукла (886—940- гг.), иранский визирь Аббасидов (годы правления: 750-1258 гг.). Он помог популяризировать почерк насх и укрепить его позиции. В то время почерк стал более геометрическим благодаря правилам, установленным Ибн Мукла. Пройдя свою начальную стадию развития, насх достиг красоты и совершенства, так что его стали использовать для написания Корана и молитвенников.
Затем в XI веке писец Али Ибн Хилал, известный как Ибн Бавваб (?-1022 или 1031 г.) занимался усовершенствованием этого почерка и создал новые правила, благодаря которым его вид кардинально изменился. Разработанный им почерк продолжал активно использоваться ещё около 200 лет. Следующим человеком, кто начал новый этап развития данного почерка, стал учитель и каллиграф Якут аль-Мустасими (?-1298г.). Якут аль-Мустасими сделал этот почерк еще более красивым, написав Коран уникальным способом. После этого «насх якути» использовали повсеместно и в течение долгого времени, а главными его распространителями и хранителями были иранцы, оказавшие большое влияние на развитие искусства каллиграфии. Несмотря на широкое распространение этого почерка, центрами каллиграфии и местами пребывания великих мастеров почерка насх в Иране считаются районы близ исторической области Хорасан, провинций Фарс и Азербайджан.
Ахмад Нейризи, известный как «Султани» (1676-1742 гг.) также был одним из иранских каллиграфов, оказавших влияние на почерк насх. Он внёс изменения в стиль написания букв под влиянием почерка насталик (см. Насталик), который характеризуется большими изгибами и округленностью. Нейризи представил новый способ написания, который получил название «иранский насх».
Сегодня каллиграфический почерк насх используют в Иране, Афганистане, Пакистане и во всех арабских странах, а в самом Иране многие каллиграфы до сих пор активно занимаются каллиграфией, используя почерк насх.
Махмуд Джафари Дехаги