Это один из крупнейших шиитских праздников в Иране, который проводится 18-го Зу-ль-хиджжа по случаю оглашения Хазрата Али преемником Пророка Мухаммеда. Этот праздник сопровождается особыми ритуалами и обрядами.
“Гадир” означает небольшой водоём, а Гадир Хумм — это район между городами Мекка и Медина в Саудовской Аравии. Важность этой области связана с событием, которое произошло именно в этом месте 16 марта 632 года нашей эры. Согласно шиитским религиозным повествованиям, в этом районе Пророк Мухаммед, вернувшись из своего последнего путешествия в дом Бога -Каабу, произнес проповедь всем своим сподвижникам. В этой проповеди он объявил Хазрата Али своим преемником. Таким образом, с самого начала произошедшее в Гадир Хумм стало одним из самых важных шиитских праздников. Существует множество преданий Пророка Мухаммеда и шиитских имамов о важности праздника Эйд аль-Гадир и обрядах этого дня. Среди обрядов, которые необходимо выполнять в этот день, — традиция братания мусульман (Договор братства), которая стала распространена во времена пророка Мухаммеда. Согласно этой традиции, религиозные братья заключают договор, чтобы помнить друг друга как в этом, так и в загробном мире.
Согласно некоторым историческим сведениям, поминовение события в Гадир Хумм стало праздником с первых веков ислама. В них также говорится, что празднество впервые было проведено в эпоху Буидов (См. Буиды), а именно — в период правления Ахмада ибн Бувайха (945-966 гг. н.э.) в 963 г. н.э. Чествование произошедшего в Гадир Хуммепроисходило в городе Багдад и обрело масштабы крупного шиитского праздника. По распоряжению Ахмада ибн Бувайха в этот день город был украшен, магазины открыты до утра, а люди били в барабаны и играли на трубах, выражая всеобщую радость. Ещё одним обрядом этого празднества стал запуск фейерверков. Утром этого дня шииты приносили в жертву верблюдов, навещали могилы и совершали там праздничные молитвы. В период Сефевидов(См. Сефевиды) религиозные праздники также отмечались с большим уважением и великолепием, и Ид аль-Гадир был одним из крупнейших праздников. Во время правления Надир-шаха Афшара (1735-1747 гг. н.э.) из-за принятой им религиозной политики празднование Ид аль-Гадира было запрещено. Проведение этого праздника в период правления династии Каджаров (см. Каджары) вновь приобрело особое значение, так как в этот день при дворе проводилась официальная церемония большого приёма с многочисленными обрядами. Обычай большого приёма в этот день в присутствии царя продолжался и в период правления династии Пехлеви (См. Пехлеви).
Сегодня Ид аль-Гадир отмечается в разных частях Ирана с небольшими отличиями в обычаях и ритуалах. Люди также называют этот праздник «Эйд Сейидха» или «Эйд Садат» (Саийед — ребенок; Садат: дети имамов). Поэтому пойти в гости к сейидам — потомкам пророка Мухаммеда — и получить от них подарок в этот день считается добрым предзнаменованием. Чаще всего сейиды дарят своим гостям деньги или другой подарок, который люди хранят годами и верят, что он благословляет их на материальный достаток. Среди других обычаев, которые люди в некоторых частях Ирана соблюдают в этот день, — праздничное освещение дома, облачение в новую одежду, посещение святынь и подношение милостыни нуждающимся. В некоторых частях Ирана в этот день поэты собираются вместе и читают стихи, восхваляющие Хазрата Али и произошедшее в ГадирХумме.
Ахмад Реза Хезри