Многие современные литературные памятники прозы Ирана были созданы женщинами. Женская проза – отражение самодостаточных женщин и изображение неизведанного женского мира. Опыт исламской революции (1979 г.), Ирано-иракская война (1980-1988 гг.), а также экономические и психологические последствия этих событий оказали большое влияние на мировоззрение женщин-писательниц. В современном Иране появилось так много разнообразных качественных произведений, созданных женщинами, что можно говорить о зарождении женской литературы. Многие женщины писали, не ставя себе целью, чтобы их литература стала феминистской; однако, поскольку они описывали трудности женской жизни, результат их творчества получил название «женская литература».
Чаще всего в произведениях женщин отражены темы чувств, семьи, политики, мистицизма и эмиграции. Тема протеста против политических репрессий и критика самопожертвования женщин раскрывается в творчестве Симин Данешвар (1921-2012 гг.). Сборник «Потухший огонь» (1948) – первая работа Данешвар и первый опубликованный сборник рассказов в Иране, написанный женщиной. Свой сборник «С кем мне здороваться?» (1980 г.) Данешвар опубликовала в разгар политизации революционного общества. В 1969 году она написала роман «Плач по Сиявушу» [в русском переводе был издан под названием «Смерть ради жизни», 1975 г.], который стал самым известным романом писательницы и был переведен на семнадцать языков. Многие критики считают этот роман одним из шедевров персидской литературы. В 1973 году вышла книга «Странствующий остров», которая стала первой частью трилогии. Книга повествует о проблемах, над которыми размышляла иранская интеллигенция в 1960-х – 1970-х гг. В 1997 году вышел сборник рассказов «Спроси у перелетных птиц». В 2001 году увидела свет вторая часть трилогии под названием «Странствующий погонщик верблюдов», которая повествует о событиях после Исламской революции в Иране. Третья часть трилогии получила название «Странствующая гора». Считается, что в 2007 году Данешвар обратилась в издательство для печатитретьего тома, однако два года спустя представители издательства заявили, что последняя книга писательницы потерялась!
Еще одна иранская писательница с характерным стилем – Газале Ализаде. В своем длинном рассказе «Два пейзажа» (1984) писательница восхваляет движущие силы революции в мистической манере. Длинный рассказ «После лета» (1977) также содержит мистическую составляющую. Сборник рассказов «Перекресток» (1994) получил награду «Лучший сборник года». Двухтомный роман «Дом семьи Идрисов» (1991 г.) принес писательницезолотую статуэтку и почетную грамоту фестиваля «Двадцать лет художественной литературы». Рассказы Ализаде наполнены красочными описаниями и мелодиями. «Тегеранские ночи» – трогательное описание жизни молодежи и интеллигенции 1960-х – начала 1970-х годов в Иране.Шахрнуш Парсипур (1946 г.р.) в романе «Туба и сущность ночи» (1988 г.)исследует роль женщин в историческом развитии иранского общества от Конституционной революции (1905-1911 гг., см.) до Исламской революции (1979 г., см.). «Женщины без мужчин» (1989 г.) – роман, принесшийПарсипур славу. В своих рассказах Форуг Шахаб (1908-1997 гг.) и МиханБахрами (1947-2017 гг.) писали о болезненном положении женщин в эпоху Каджаров и раннюю эпоху Пехлеви. Стиль Мониро Раванипур (1952 г.р.)существенно отличается от других иранских писателей 80-х годов. Среди ее работ следует отметить два сборника рассказов «Канизу» (1988 г.) и «Камни Сатаны», а также роман Ахл-е Гарк» (1989 г.). Сборник рассказов «Я тоже Че Гевара» (1967 г.) и роман «Зимняя спячка» (1971 г.) писательницы Голи Тарагги (1939 г.р.) посвящены одиноким людям, которые мечтают изменить свою ситуацию, но не в состоянии решиться на перемены. Сборники «Другое место» (1998 г.) и «Два мира» (2002 г.) описывают трудности жизни в эмиграции. Зоя Пирзад (1952 г.р.) – еще одна писательница, которая в центр своих произведений ставит женское самосознание и понимание отношений с окружающими. Роман «Я выключу свет» принес писательнице премию имени Хушанга Гольшири «Лучший роман года». В 1997 году сборник рассказов «Терпкий вкус хурмы» стал одним из победителей фестиваля «Двадцать лет художественной литературы», а в 2009 году получил премию журналаCourrier International. Рухангиз Шарифиан (1941 г.р.) стала известна благодаря роману об эмиграции «Рустам, кто верит?» (1997 г.). Пространство для творчества, зародившееся после 23 мая 1997 года [дата победы реформатора Мохаммада Хатами на президентских выборах], открыло дорогу новому поколению иранских писательниц, таких как Фариба Вафи (1963 г.р.), Махса Мохеб Али (1972 г.р.), Фереште Ноубахт (1975 г.р.), Наташа Амири(1970 г.р.), Сепиде Шамлу (1968 г.р.), Бехназ Алипур Гаскари (1968 г.р.) и Фереште Тавангар (1966 г.р.).
Захра Мохаммади