Движение за национализацию нефтяной промышленности Ирана (Национальное движение). Это движение объединило в себе разные формы борьбы иранского народа под руководством доктора Мосаддека (см. Мосаддек, Мохаммад) с целью национализации нефтяной промышленности страны и выведения ее из-под контроля Великобритании. Национальное движение происходило в период правления Мохаммада Реза Шаха и было третьим крупным общенародным движением в современном Иране наряду с табачными протестами (см. Табачные протесты в Иране) и конституционной революцией (см. Конституционная революция). Хотя в результате этого движения был принят Закон о национализации нефти, в целом оно потерпело неудачу вследствие свержения правительства Мосаддека. Целью движения было противодействие политике Англо-Иранской нефтяной компании (см. Англо-Иранская нефтяная компания) в частности и британскому колониальному господству в Иране в целом. Главной причиной движения было несправедливое распределение доходов от нефтяной промышлености Ирана в пользу Великобритании в соответствии с соглашением д’Арси (см. Соглашение д’Арси) и заключенным после его отмены новым соглашением 1933 г. Кроме того, вышеупомянутая компания являлась важнейшим инструментом политического давления Великобритании на Иран.
С середины 1940-х гг. в Иране развернулась острая политическая дискуссия вокруг нефтяных соглашений. Первая публичная критика этих соглашений прозвучала в Меджлисе (см. Парламент в Иране) после того, как Мосаддек, имевший мандат депутата, возглавил партию Национальный фронт (см. Национальный фронт). В этот период молодой Мохаммад Реза Шах, только что вступивший на престол и еще не обладавший достаточным политическим опытом, первоначально поддерживал идеи национального движения. Для сохранения своих позиций и сдерживания набиравших силу протестов против нефтяных соглашений британцы были вынуждены пойти на некоторые уступки. В 1949 г. в результате переговоров между представителем Англо-Иранской нефтяной компании Невиллом Гассом и министром финансов Ирана Аббасом Гольшаяном было заключено дополнительное соглашение (см. Соглашение Гасса-Гольшаяна), по которому доля Ирана в доходах компании несколько увеличилась.
Национальный фронт опротестовал ратификацию дополнительного соглашения и предложил альтернативный вариант, реализация которого фактически означала национализацию нефтяной промышленности. Считается, что эту идею выдвинул доктор Фатеми (см. Фатеми, Хосейн). Аналогичным образом в самой Великобритании правящая Лейбористская партия национализировала несколько важных отраслей экономики страны.
В иранском парламенте была сформирована комиссия по нефти, которую возглавил Мосаддек. В течение короткого времени движение за национализацию нефтяной промышленности набрало силу и к нему примкнули другие политические группы, в частности партия Туде (см. Партия Туде) и представители духовенства (см. Духовенство). Среди последних наиболее заметную роль в национальном движении сыграл аятолла Кашани (см. Кашани, Саййед Аболкасем), благодаря которому Мосаддек получил широкую народную поддержку. С другой стороны, действующий премьер-министр Ирана (см. Премьер-министр) Хаджи Али Размара (1901–1951) считал необходимым пойти на компромисс с Великобританией путем заключения дополнительного соглашения. По его мнению, Иран еще не имел технических возможностей для самостоятельного развития нефтяной промышленности. Однако Размара стал жертвой покушения группировки Федаины ислама (см. Федаины ислама) и ему не удалось осуществить свои планы. Сразу же после убийства Размара и назначения новым премьер-министром Хосейна Ала (1881–1964), в парламент был внесен законопроект о национализации нефтяной промышленности. 20 марта 1951 г. этот законопроект был одобрен обеими палатами парламента — Национальным собранием и Сенатом — и стал законом.
Победа национального движения поставила под угрозу экономические и политические интересы Великобритании. Некоторые зарубежные газеты назвали происшедшее самым большим провалом внешней политики этой страны в двадцатом веке. В Лондоне высказывались опасения по поводу того, что прекращение доступа к дешевой иранской нефти будет иметь серьезные последствия для британской экономики, и звучали мнения о необходимости решительных ответных действий. Заняв в апреле 1951 г. пост премьер-министра, а позднее пост министра обороны, Мосаддек начал серию переговоров с Великобританией, которые быстро зашли в тупик, поскольку цель иранской стороны состояла в развитии успеха национального движения. Для противодействия политике Моссадека и национальному движению в Иране Великобритания пыталась предпринимать различные меры — от угроз применения военной силы до введения экономических санкций, использования юридических механизмов и морских блокад. В конечном итоге, 19 августа 1953 г. в Иране был осуществлен государственный переворот, в результате которого правительство Мосаддека было свергнуто, а национальное движение потерпело поражение. После переворота новый премьер-министр Ардашир Захеди (1928-2021) возобновил переговоры по нефти, которые привели к заключению соглашения о консорциуме (см. Соглашение о консорциуме). Несмотря на то, что национальное движение не достигло поставленных целей, оно привело к созданию Национальной нефтяной компании (см. Национальная нефтяная копания Ирана), в результате чего Иран добился права управлять своей нефтяной промышленностью, а влияние Британии в стране уменьшилось.
Сегодня в иранском календаре (см. Официальный календарь) 20 марта считается днем Национализации нефтяной промышленности и является официальным праздником.
Мехди Санаи
2022/03/11