Ислам в Иране. Всего лишь одно десятилетие отделяет возникновение и утверждение ислама в Хиджазе (610–633 гг. н.э.) от завоевания Ирана арабами-мусульманами (635–643 гг. н.э.). Иранские территории одними из первых стали целью завоевательных походов мусульман, и поэтому ислам пришел в Иран в самом начале своего существования. Завоевание Ирана арабами произошло в конце эпохи правления Сасанидов, когда в стране царила политическая дезинтеграция и социальная разобщенность. Несмотря на сопротивление, оказанное иранцами в таких важных сражениях, как битва при Кадисии (636 г.), Иран был завоеван относительно легко и быстро. Семь лет спустя поражение в битве при Нехавенде (642 г.) привело к окончательному падению Сасанидов.
Племена арабских бедуинов, такие как шайбани, еще за десять лет до похода первого халифа Абу Бакра (632–634 гг.) на Хиру (область в иракской провинции сасанидского Ирана), сломили сопротивление иранских пограничных застав в сражении при Зу-Каре (оазис в районе Хиры). Именно эти племена, кочевавшие в приграничных районах и имевшие сведения о внутренних неурядицах в Иране, побудили Абу Бакра совершить завоевательный поход. Другим обстоятельством, облегчившим захват Ирана, было то, что мусульмане разрешали иноверцам сохранять свою веру, но при этом должны были платить завоевателям особый подушный налог (джизйа). Этот закон распространялся на «людей Священного Писания» — иудеев, христиан и зороастрийцев. Сумма налога зависела от уровня благосостояния иноверцев: для малоимущих она составляла 12 дирхемов в год с человека, для людей со средним достатком — 24 дирхема, для богатых — 48 дирхемов. В течение двух первых веков ислама этот компромисс, с учетом постоянного военного присутствия арабов в Иране, создал для иранцев хорошую возможность узнать ислам и, при желании, добровольно его принять. В этот период Иран находился сначала под властью арабского халифата (632–661 гг.), во главе которого стояли праведные халифы Абу Бакр, Омар, Осман и Али, затем — под властью династии Омейядов (661–750 гг.) и династии Аббасидов (750–1258 гг.) в начале ее правления.
Иранское общество в эту эпоху находилось в поиске своего пути развития. Иранцы уже обладали ценнейшим цивилизационным опытом, вынесенным из предыдущих исторических эпох: ахеменидской (550–330 гг. до н.э.), аршакидской (250 г. до н.э.–224 г. н.э.) и сасанидской (224–651 гг. н.э.). Этот опыт пригодился и арабам-мусульманам. Очевидно, в течение VII–VIII вв. большинство местного населения Ирана постепенно обратилось в ислам. Благодаря тому, что иранские народы одними из первых познакомились с исламом и составили значительную часть мусульманской общины, они опередили других не только в области мусульманского богословия, но также в развитии науки и арабской словесности. Большинство авторов сборников хадисов, включая и шесть основных суннитских, были иранцами. Они были известны под именами, в состав которых входило указание на место их происхождения: Бухари, Нишапури, Термези, Бейхаки, Седжестани и т.д. В эту эпоху иранцы играли одну из ведущих ролей в социальной и культурной жизни исламского общества. Многие историки отмечают, что в это время сформировался механизм позитивного идейно-культурного взаимодействия между завоевателями-арабами и населением Ирана, принявшим ислам. Мортаза Моттахари (см. Моттахари, Мортаза) в своей книге «Взаимное служение Ирана и Ислама» подчеркивает, что этот факт подтверждается именно появлением целой плеяды иранских ученых-мусульман, а заявления о том, что ислам якобы разрушил культуру Ирана, являются необоснованными.
В IX и X вв., в период появления самостоятельных правящих династий иранского происхождения — Тахиридов, Саффаридов, Зейдитов Табарестана, Саманидов и Буидов, приверженность иранских народов исламу не только не ослабла, но стала основой их культурного и интеллектуального развития. Таким образом, по прошествии двухсот лет истории ислама иранские народы сумели отделить воинственную сущность раннего арабского завоевания от истинных духовных традиций ислама и Корана.
В первые столетия ислама иранские народы, подчиняясь господствующей идеологии арабского халифата, подобно большинству населения других областей мусульманского мира исповедовали преимущественно ислам суннитского толка. Однако уже в это время в Иран проникли идеи шиизма, чему способствовали многочисленные восстания шиитов и алавитов (близких к шиизму), вызванные гонениями на них особенно в период правления Омейядов. Многие последователи шиитских идей, спасаясь от притеснений, находили убежище в разных областях Ирана. В начале IX в. в иранском Хорасане скончался восьмой шиитский имам Реза. Его тело было захоронено в Сенабаде (в окрестностях г. Тус), который впоследствии стал называться «Машхад ар-Реза» (совр. Мешхед). На территории Ирана возникло нескольких местных шиитских династий и в разных городах, таких как Кум, Мешхед, Рей, Аве, Бейхак и др., образовались шиитские богословские центры. Таким образом, к началу XVI в. в Иране сложились необходимые идеологические предпосылки для того, чтобы правители пришедшей к власти династии Сефевидов (см. Сефевиды), противостоявшие суннитской Османской империи, смогли придать шиизму официальный государственный статус.
В настоящее время более 99 процентов населения Ирана составляют мусульмане и 90 процентов из них являются шиитами джафаритского-иснаашаритского толка — приверженцами двенадцати имамов. Иранцы-шииты неукоснительно соблюдают исламские шиитские ритуалы.
Ахмад Реза Хезри