Гадание является одним из самых старинных способов обрести указание от Бога и выбрать наилучший образ действий. Большинство иранцев время от времени пользуются предсказанием по книге как методом гадания и используют эти слова как синонимы. Многие также считают предсказание по книге и гадание древними и традиционными способами узнать судьбу. Предсказание по книге, и прежде всего по священным религиозным текстам, издавна использовалось иудеями, христианами и мусульманами. Способ предсказания был таков: читая молитву, гадающий закрывал глаза и открывал Священную книгу. Первые слова, стихи или аяты, на которые падал его взгляд, помогали ему сделать вывод о том, к добру или худу обернется его намерение.
Мусульмане, начиная с первых веков ислама, в случаях, когда кто-то колеблется при принятии решения, прежде чем приступить к какому-либо делу, совершить покупку или продажу, отправиться в путешествие и тому подобных ситуациях прибегают к предсказанию по Благородному Корану, испрашивая совета у Господа. Иранцы-мусульмане до сих пор твердо уверены в пользе предсказания по Корану и в каждом деле, которое хотят осуществить, – для того, чтобы узнать, благоприятен ли будет новый год, принесет ли он изобилие и щедроты или же нужду, засуху, чреват ли счастливыми или нерадостными событиями, – обращаются с мольбой к Богу и ищут указания в Коране. Желающие совершить такое предсказание обычно обращаются к духовным лицам, которые пользуются их доверием, или к имаму мечети поблизости от своего дома.
Для предсказания по Священному Корану используются различные приемы. Один из них таков: озвучив соответствующее намерение, открывают Коран и читают седьмую строку на странице справа. Затем перелистывают семь страниц назад и читают седьмую строку на странице слева. После этого возвращаются к исходной странице, перелистывают семь страниц вперед и снова читают седьмую строку на странице справа. То, что удастся постичь из содержания и смысла прочитанных аятов, принимают за указание от Бога и почитают истиной данного дела, действуя в соответствии с этим. Если после открытия Корана в нужном месте оказывается фраза «Во имя Бога милостивого, милосердного!» – в счастливом предзнаменовании и благополучном исходе такого предсказания нет больше никаких сомнений.
Среди простых людей предсказание с помощью четок распространено больше всякого другого способа и заменило собой предсказание по Корану. Инструментом такого предсказания (его еще называют «гадание на четках») являются четки из ста бусин. При этом варианте предсказания четки берут в левую руку, закрывают глаза и двумя пальцами правой руки берутся наугад за одну из бусин на нитке. Далее начинают перебирать звенья четок от этой бусины до «имама» или «шейха» (это особые отдельные бусины в четках), либо по одной, либо по две, либо по семь. Отсчитывая и перебирая звенья одно за другим, при отделении каждого звена произносят слова «хорошо», «средне» и «плохо» или же фразы «Преславен Господь!» (Субханаллах), «Слава богу!» (Альхамдулиллях) и «Нет бога, кроме Бога» (Ля иляха илля-ллах). Эти фразы, соответственно, означают: «Совершай (такое-то действие) свободно!», «Совершай!» и «Не совершай!». Какое слово или выражение из этих двух наборов выпало на последнюю бусину четок – таков и ответ гадающему.
Упоминаются особые условия и правила для предсказания. Важным и необходимым при этом является соблюдение некоторых обязательных запретов и рекомендаций. Так, к обязательным рекомендациям относятся два момента: духовная и физическая чистота и непорочность намерения и цели. От любой нечистоты гадающему следует предварительно избавиться. Из запретов в качестве особо важных указываются следующие два: не испрашивать предсказания на запретные вещи и на те, что, напротив, являются обязательными для верующего. Некоторые называют еще и такие правила: на руку надо надеть агатовый перстень-печатку, на котором вырезано имя Пророка Мухаммада (да благословит его Господь и да приветствует!) и имама Али (да будет мир над ним!).
Иранцы, как отмечалось выше, часто используют слова эстехаре (предсказание по книге) и фаль (гадание) в одном и том же смысле. Однако ряд исследователей, опираясь на различные сообщения, отделяют эти понятия друг от друга. Согласно одной теории, способы гадания могут быть двоякими; одни опираются на твердые научные правила и законы (как, например, гадание на песке (рамль) и астролябии), а другие по форме и содержанию представляют собой фольклорные традиции и в разных районах проводятся по-разному – это, например, гадание с кувшином или на бараньем горохе. С течением времени и для той, и для другой группы возникли различные гадательные книги. Кроме того, всегда распространено было гадание на произведениях мистической или наставительной литературы, таких как Маснави Моулави (Руми), диваны Хафеза и Саади, а также рубаи Абу Саида Абульхейра. Однако благодаря широкому набору смыслов, красоте и приятности речи гадание на диване Хафеза по сравнению с другими произведениями получило наибольшее распространение.