Чога-Занбиль на языке одного из народов Хузестана – луров – означает «холм-корзина». Это древний храмовый комплекс, расположенный приблизительно в сорока километрах юго-восточнее города Шуш (см.), вблизи правого берега реки Дез.
Царь Унташ-Напириша (один из царей древнейшей династии Эламитов) основал здесь около 1250 г. до н.э. священный город Дур-Унташ. В центре его возвышалась огромная пятиступенчатая башня – зиккурат.
Первые археологические раскопки здесь начались ещё до Второй мировой войны, но полностью погребённое под холмом строение было расчищено лишь французской археологической экспедицией под руководством Р. Гиршмана, работавшего здесь с 1951 по 1962 гг.
На сегодняшний день Чога-Занбиль – самый древний памятник человеческой цивилизации в Иране и один из самых старых на земле. Форма зиккурата – квадрат площадью 105×105 м, углы направлены в восточную, западную, северную и южную части света.
3 тыс. лет назад зиккурат был центром большого религиозного комплекса города Дур-Унташ, раскинувшегося на два километра. Город был защищён тремя рядами стен. Первая стена окружала непосредственно зиккурат, между первой и второй находилась царская резиденция (хотя столица Элама большую часть его существования находилась в Шуш), и именно здесь хоронили эламских царей. На третьем уровне находились хозяйственные постройки, в частности, резервуар, с помощью сложной системы снабжающий водой большой по древним меркам город, стоящий посреди пустыни.
Зиккурат предназначался для поклонения Ишушинаку и другим богам, имел пять ярусов и был сложен из нескольких миллионов кирпичей (в Междуречье в отличие от Древнего Египта для строительства храмов, дворцов и крепостей использовались именно кирпичи), часть из которых была отмечена клинописью с именами богов, эламских царей, а также целями строительства данного святилища. На пятом ярусе зиккурата в древности были установлены фигуры богов.
Работа водопроводной системы, доставлявшей в город воду, сопровождалась значительными трудностями. Несмотря на то, что река Дез протекала всего на расстоянии 1,5 км от города, её русло было расположено приблизительно на 60 м ниже города. Колодцы могли снабжать лишь солоноватой водой, и то её приходилось поднимать с 14-метровой глубины. На вопрос, как же царь решил эту проблему, Р. Гиршман нашёл поразительный ответ. Унташ-Напириша соорудил более чем 50-километровый канал, по которому он направлял пресную воду из реки Керхе. Далеко на севере, канал ответвлялся от Керхе на расстояние примерно 25 км южнее, после чего он сворачивал на восток, прямо к Чога-Занбилу.
Канал, разумеется, служил не только для снабжения водой Дур-Унташа, но одновременно и для орошения больших угодий вдоль его пролегания. Примерно в 640 г. до н.э. город и весь Элам были захвачены ассирийским царём Ашурбанапалом, после чего пришли в упадок.
Библиография:
Осанов И.В. (2014). Иран. страна-загадка, открывающаяся миру. М.: Вече. с.259-261