классическая, Культура, Литература, П, Статьи, Фольклор

Персидская литература в Таджикистане

В персидских текстах нынешний Таджикистан был частью Мавераннахра. Персидский язык в течение тысячи лет подавлялся в Мавераннахре, поскольку правительства от Сельджукидов (1037-1194 гг. н.э.), Газневидов (955 -1187гг.), Каракитаев (1124-1218 гг.), Тимуридов (1370-1506 гг.) и Шейбанидов (1500-1599 гг.) до царской России не видели пользы от усиления персидского языка на этой территории.

 

Период Саманидов (874-1004 гг. н.э.) считается периодом зарождения классической персидской литературы в Таджикистане. В этот время персидская письменность и язык были официально приняты и стали использоваться для письма. X в. н. э. и последующие века являются периодом расцвета персидской классической литературы.

 

Персидская литература в Мавераннахре со времён Саманидов отличается простотой, безыскусностью и использованием арабских слов. Правители Саманидов уделяли особое внимание науке, литературе и искусству, поэтому такие поэты, как Рудаки (851-931 гг.), Шахид Балхи (умер в 936 г.) и Дагиги (935-980 гг.), занимали особое место при дворе саманидских правителей.

 

Рудаки, отец персидской поэзии, использовал в своих стихах самые разнообразные поэтические формы. После эпохи Саманидов завоевание Средней Азии Аббасидами привело к многочисленным изменениям. Прежние постройки и архитектура на территории Таджикистана были разрушены, книги сожжены. В Средней Азии после прихода ислама официальным языком стал арабский, а новый литературный язык —  персидский — стал официальным в IX-X вв. н. э.

 

В конце IX в. н. э. создание «Шахнаме» Фирдоуси (940-1025 гг.) в Мавераннахре также оказало значительное влияние на персидскую литературу. В последующие века Хайам (1048-1123 гг.), Низами Гянджеви (1140-1215 гг.) и Хафиз (1327-1390 гг.), которые, хотя и находились за пределами Мавераннахра, заняли особое место в регионе среди персоязычных поэтов.

 

Как и Иран, Таджикистан является наследником древнейшей в мире живой литературы — персидской, а таджикский язык фактически является персидским языком, хотя некоторые фонетические и лексические особенности, возникшие в результате тесного контакта этого языка с узбекским, турецким и русским языками, отличают его от современного персидского языка в Иране.

 

Современную таджикскую литературу следует называть персидско-таджикской. Современная персидско-таджикская литература, независимо от содержания и художественного качества, больше тяготеет к прозе, а также к народному языку, что способствует упрощению письма. Биделизм, происходящий от имени Биделя Дехлави (1645-1720 гг.), персоязычного поэта из Индии, является одной из характерных черт современной поэзии Таджикистана.

 

Особое значение в XX веке имела эмиграция Абулькасема Лахути (1885-1956) из Ирана в Таджикистан. Он является важным связующим звеном между литературами Ирана и Таджикистана. Знакомство Лахути с творчеством кавказского поэта Мирзы Али Акбара Сабера (1862-1911), современной турецкой и европейской литературами, обусловило его новаторство в содержании, типе рифмовки и размере стихов. Одними из самых ярких его заслуг стали перенос современного литературного опыта из Ирана в Таджикистан и способствование расцвету персидской поэзии в Таджикистане. Государственный гимн Таджикистана написан Лахути.

 

Голрохсар Сафиева (р. 1947) — одна из самых известных таджикских поэтесс, которая дружила с иранскими поэтами, такими как Махди Ахван Салес (1929-1990 гг.), и испытала влияние современный иранских писателей.

 

Современную персидскую литературу в Таджикистане принято делить на следующие периоды: с 1900 по 1925 год — зарождение современной литературы, с 1926 по конец 1950-х годов — формирование и трансформация таджикской стандартизированной литературы под влиянием советской власти, а затем до конца 1980-х годов – период освобождения от установившихся рамок и стремления к поиску новых форм. В то же время уже с конца восьмидесятых годов прошлого века формируется таджикская народная литература.

 

Садриддин Айни (1878-1954 гг.), Джалал Акрами (1909-1993 гг.), Сатым Улугзаде (1911-1997 гг.), Рахим Джалиль (1909-1989 гг.), Фатех Ниязи (умер в 1993 г.), Мирза Турсунзаде (1911-1977 гг.), Базар Сабер (1938-2018 гг.), Мирсаид Миршакар (1912-1933 гг.) — одни из самых известных современных таджикских писателей. К поэтам новой персидской поэзии в Таджикистане относятся также Баги Рахимзаде (1910-1982 гг.), Гафар Мирза (р. 1929), Азам Садеги (р. 1927) и Абдул Джаббар Кахари (р. 1924).

 

В современной таджикской литературе есть удачные образцы юмористических произведений, к авторам которых относится, например, Рахим Джалиль. Военная и патриотическая литература также содержит в себе рефлексию относительно современного таджикского языка. Драматургия в Таджикистане создавалась на основе сюжетов «Шахнаме» и пользовалась большим успехом.

 

Захра Мохаммади

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *