классическая, Культура, Л, Литература, Статьи, Фольклор

Литература сопротивления и политическая литература в эпоху Пехлеви

Если 30-е и начало 40-х годов прошлого века по солнечной хиджре (1951-1965 гг.) в персидской художественной литературе мы называем «периодом поражения», то вторую половину 40-х и первую половину 50-х годов (1965-1976 гг.) можно считать периодом сопротивления. Это сопротивление началось с борьбы за нефть, а затем продолжилось в движении 15-го хордада 1342 года по солнечной хиджре (5 июня 1963 г.). Романы и рассказы этого периода пронизаныдухом противостояния и борьбы. Писатели, невзирая на разницу во взглядах и литературных направлениях, единым фронтов выступают против общего врага,   Произведенияэтого периода, длившегося более десяти лет до победы Исламской революции 1979 года в Иране, полны скрытой, а иногда и открытой борьбы и жёсткой реакции против давления, цензуры, уголовного преследования и запрета на литературу.

В большинстве произведений этого периода преобладают мотивы тревоги и паники, вызванные политической ситуацией и возможностью тюремного заключения. Испытание неиспытанного и риск – вот что было характерно для литературы этого периода. Именно поэтому поколение деятелей искусства, и в частности писателей 40-х годов (1961-1971 гг.) имеет такое значение. Многие писатели этого периода принадлежат к тому поколению, чьи произведения читают и сегодня, а некоторые из нихпродолжают работать до сих пор. Ахмад Махмуд (1931-2002гг.), автор сборников рассказов «Море всё ещё спокойно», «Незнакомцы», «Мальчик-туземец», «Паломник под дождем» и политического романа «Соседи», был выходцем из южного Ирана, что отчётливо видно в его произведениях. В десяти главах повести «История одного города» Ахмад Махмудфактически продолжает историю Халеда, героя романа «Соседи». Эта повесть рассказывает о событиях после переворота 28 мордада 1332 года (19 августа 1953 г.). Эта история, её завязка выверены с точки зрения структуры и формы. Кроме того, здесь представлена удачная характеризация персонажей.

Али Мохаммад Афгани (р. 1924) стал известен благодаря роману «Муж госпожи Аху» (1961 г.), в котором рассматривается традиционный быт прошлого и осуждается многоженство. Ещё одно произведение этого автора –»Счастливцы долины Карасу».

Исмаил Фасих (1935-2009 гг.) написал книгу «Знакомая земля» о жизни семьи Арианов. Их история продолжается в романе «Cлепое сердце». В произведениях Фасиха имена символичны. Фамилия Ариан символизирует Иран в целом, во всей его полноте, и в некоторой степени она связана со множеством исторических событий и славным прошлым страны.

В сороковые годы (1961-1971 гг.) в иранской литературе появляются новые идеи, вызывающие множество дискуссий, усиливается конфликт между традицией и современностью, происходит столкновение жизни и смерти. В то же время значение Садега Чубака (1916-1998 гг.) состоит в том, что он, опираясь на традиции Ирана, пытался противостоять новым, модернистским течениям в литературе. Садег Чубак ввёл в иранскую художественную литературу незнакомый язык и сделал это сознательно и творчески. Известными произведениями этого периода являются «Камень терпения» и «Тангсир» Чубака, «Савушун» Симин Данешвар (1921-2012 гг.), «Её глаза» Бозорга Алави (1904-1997 гг.), «Царствие небесное» Бахрама Садеги (1937-1985 гг.), «Дорогой дядя Наполеон» ИраджаПезешкзада (1928-2008 гг.), «Принц Эхтеджаб» ХушангаГолшири (1938-2000 гг.) и «Маленькая чёрная рыбка» Самада Бехранги (1939-1970 гг.).

К событиям этого периода можно отнести создание в 1968 г. Ассоциации иранских писателей, составление  публикациюпродолжительных рассказов, печатавшихся внизу страниц журналов и публикацию тех текстов политических выступлений доктора Али Шариати (19331977 гг.), которые имеют литературную ценность. Литературная критика и исследования также процветали в этот период, а некоторые исследователи, невзирая на политические и прочие распри, обращались к великой литературе прошлого Ирана. Этот период подарил нам значимые произведения Мохаммада Моина (1918-1971 гг.), Абдул Хоссейна Заринкуба (1923-1999 гг.), Забихуллы Сафы (1911-1999 гг.), Мохаммада Али Эслами Надушана (1925 г.р.), Голамхосейна Юсефи (1928-1991 гг.), Мохаммада Резы Шафии Кадкани (р. 1939).

В период с 1953 по 1978 год значительное развитие, как количественное, так и качественное, получила пресса. Одного взгляда на список статей Ираджа Афшара (1925-2011 гг.) достаточно, чтобы в этом убедиться.

В этот период были написаны пьесы и киносценарии, такие как «Запутавшийся соловей» Али Насириана (р. 1935), «Цветочная ваза» Бахмана Фарси (р. 1934), «Пять пьес о конституционной революции», «Заххак», «А с шляпой, А без шляпы» Голамхоссейна Саеди (1936-1985 гг.) и др. Акбар Ради (1939-2007) и Бижан Мофид (1935-1984) — одни из самых успешных драматургов того времени. Некоторые из перечисленных авторов продолжили творить и после революции.

Захра Мохаммади

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *