Сейчас под военной литературой подразумеваются произведения, основной темой которых является ирано-иракская война (1980-1988 гг.), и в этом значении у таких произведений есть и другие названия, такие как литература сопротивления или литература противостояния. Военная литература делится на поэзию и прозу (рассказы, повести, романы). В период с 1981 по 1991 гг. основное содержание прозаических произведений составляли впечатления от участия в боевых действиях, воспоминания солдат, фронтовые сводки и рассказы о мученической смерти товарищей.
В следующем десятилетии (1991-2001 гг.) темой большейчасти произведений было возвращение солдат с фронта после окончания войны. Для этого периода было характерно противостояние двух различных идей.
Оно заключалось в противоречии между простотой жизни во время войны и привязанностью к повседневной жизни, причём эти два повторяющихся мотива можно увидеть во всех произведениях десятилетия. Некоторые из этих историй посвящены страху и надежде отважных солдат, которые, вернувшись с войны, вынуждены столкнуться с проблемами повседневной жизни. Касем Али Фарасат (р. 1959) в романе «Гулаб ханум», Хосейн Фаттахи (р. 1957) вромане «Любовь в годы войны», Амирреза Амирхани (р. 1973) (см. Новое поколение иранских писателей) в романе»Эрмия» и Эбрахим Хасанбейги (р. 1957) в романе»Глубокие корни» описывают жизнь героев войны.
В образе женщины в военной литературе также прослеживается мотив самопожертвования. Женщины, которые примиряют мужчин с жизнью, снимая с них вину за возвращение к повседневной жизни. Религиозная мысль занимает особое место в военной литературе. В основе некоторых произведений лежат события в Кербеле (см. Ашура), поэтому они написаны в героическом стиле.Например, «Тысяча солнц» — сборник произведений Эбрахима Хасанбейги (р. 1957), Давуда Гаффарзадегана (р. 1959) и Мохаммада Резы Байрами (р. 1961). Автор военной литературы использует мощную силу искусства для просвещения и обучения. «Встреча в солнечную ночь» Али Моаззени (р. 1948) — это история человека, который для заработка переписывает воспоминания ветеранов войны с кассет на бумагу. Две другие его повести – «Радостная весть» и «Мариамы». Шива Арастуйи (р. 1961) написалроман «Увидев его, я стала красивой» (1993 г.), в котором решил применить новую структуру повествования. Форма романа отличается от классической; здесь автор применяет технику множественной фокусировки, то есть повествование ведётся от лица разных персонажей.
Повесть «Тётя с бегающими глазками» (1994 г.) рассказывает о беспокойном сознании тёти. В сознании рассказчика перекликаются разные голоса, из-за чего повествование становится многоголосым. В этой повестиФархонде Хаджизаде (р. 1953) рассказывает о душевныхсрывах, вызванных войной. Действие рассказов Мансуре Шарифзаде (р. 1953) происходит в тревожной атмосфере ракетных бомбардировок городов. Среди её произведений — «Мешочек для сурьмы с узорами» и «Шнурки». «Красная земля» – роман Шохре Вакили (р. 1946), весьма плодовитойиранской писательницы. Длинный рассказ «Смотри только вниз» Мохаммада Резы Катеба (р. 1966 ) можно назвать психологическим. «Влюблённость» — военный роман Шахриара Манданипура (р. 1956). Абдалджаббар Асади в романе «Возвращение из мёртвых» рассказывает о судьбе пленников, вернувшихся на родину. Мохаммад Реза Байрами (р. 1965) в одной из глав романа «Сказано: Огонь!» исследует новые стороны войны. Масуд Бехнам (1955-2012) написал роман «Любимая война» под влиянием Сэмюэля Беккета.
Захра Заварян (р. 1961), Ясер Хаштруди (р. 1967), Мохаммад Кешаварз (р. 1957) также писали на военную тему. Среди поэтов, более известных по их военным произведениям, можно назвать: Хосейна Эсрафили (р. 1951), написавшего»Пылающие горла» и «Неспокойные ранения». НасраллуМардани (1947-2003 гг.), чьи стихи в основном содержатэпические и революционные мотивы. Абдалджаббар Какаи(р. 1963), автор более двадцати сборников стихов и песен. Ахмад Азизи (1958-2014 гг.) — современный курдский поэт из Ирана, представитель нового стиля маснави. Али Реза Казве (р. 1963), Али Мусави Гармаруди (р. 1941), в числопроизведений которого входит поэма «Следы крови».
Хасан Хосейни (1956-2004 гг.) создал «Антологию поэзии о войне» с объяснением и критикой военной поэзии. ТахереСаффарзаде (1936-2008 гг.) — поэтесса, автор сборника «Красный зонтик» на английском языке и восьми сборников стихов на персидском языке, в том числе сборника «Встреча с утром». Мохаммад Реза Абдулмаликян (р. 1952) написал «Туман в тумане». Фарид Тахмасеби (р. 1952) — известный поэт, автор «Маснави о мученичестве», вошедший в так называемую музыку войны. Во время иранской революции он также писал стихи, которые использовались в качестве лозунгов на демонстрациях. Саид Бйабанаки (р. 1968) — самый известный поэт молодого поколения военной поэзии.
Захра Мохаммади