Хорасанский стиль в персидской поэзии был распространен на территории Систана и Большого Хорасана в 9–11 вв. н. э. Вначале он был известен как «туркестанский стиль», но позже это название было заменено на «хорасанский». Некоторые знатоки литературы проводят различие между более древним и простым стилем поэтов саманидского периода (874–1004), который они называют туркестанским, и более зрелым стилем эпохи Газневидов и раннего сельджукского периода (975–1187), к которому относят название хорасанского. Среди наиболее известных поэтов этого периода можно назвать Рудаки (850–940/941), Фирдоуси (940–1019 или 1025), Унсури (ум. 1039/1040), Фаррухи Систани (980–1038) и Насира Хосрова (1004–1088). Их поэтическую речь отличает естественность, простота и плавность, в ней нет усложненных или неясных образов. Поэзия этого периода включает в себя ряд слов, которые в последующие эпохи становятся менее частотными или вовсе выходят из употребления.
Радостная и энергичная, поэзия рассматриваемой эпохи содержит реалистические элементы, описания жизни придворных и знати, прогулок и развлечений и т.п. Поэты этого периода были знакомы с доисламской историей, поэтому в их стихах легко найти отсылки к именам древних героев и царей, таких как Хосров Ануширван (531-579). В поэзии хорасанского стиля возлюбленная не занимает господствующего положения, а иногда даже обладает низким статусом; потому и речь в стихах всегда идет о свидании, а не о разлуке. Здесь преобладает героико-эпическое настроение, дух просвещения и назидательности. Поэзия отражает идею свободы воли и выбора человека, ее еще не омрачило учение о предопределении. Разум преобладает над чувствами, уравновешенность – над чрезмерностью. Эта сдержанность проявляется, например, в жанрах панегирика и сатиры, в которых отсутствует гиперболизация, присущая более поздним эпохам. Упоминания о постулатах ислама, хадисах и Коране для хорасанского стиля не характерны.
Главная поэтическая форма этой эпохи – касыда. Со времен Рудаки персидские поэты сочиняли полноценные касыды с любовным зачином (ташбиб), панегирической частью (мадх) и заключительной частью с призывами благополучия (шарита). Газели (в более позднем терминологическом смысле) в этот период сочиняются редко, но распространены руба‘и и маснави. Фигуры бади‘ и риторические приемы выглядят естественно и умеренно.
Таким образом, основная определяющая характеристика хорасанского стиля – это простота, т.е. отсутствие характерных для поэзии бади‘ искусственных оборотов, сложных слов и неестественных сочетаний.
Захра Мохаммади