Кайеммакам Фарахани (букв. «Заместитель Фарахани»): (1779-1835 гг. н. э.) один из величайших мужей раннего периода Каджаров (см.) — министр, политик, писатель; сын Первого кайеммакама (см. Кайеммакам Бозорг). Кайеммакам Второй, сын Мирзы Исы Бозорга, то есть Мирзы Бозорга Кайеммакама Первого (см. Кайеммакам Бозорг), происходил из семьи, ведущей свой род от пророка Мухаммеда и проживавшей в округе Фарахан, в деревне Мехрабад (центральный Иран). После смерти отца, Кайеммакама Первого, в 1822 г. н. э., он был назначен на место покойного родителя в министерство (главный управленческий орган административно-судебной системы) Аббаса мирзы Найеб ос-Салтане (т.е. «вице-правитель») (см.). Министерство наследного принца Аббаса Мирзы и ведение дел канцелярии наследника были подчинены обдуманным решениям Кайеммакама Фарахани. Наконец, из-за зависти некоторых министров, своих противников, Аббас Мирза упросил Фатх Али-шаха (1797-1834 гг. н. э.) отправить Кайеммакама Фарахани в Тегеран, чтобы там его сместили с занимаемой должности. В течение трёх лет Кайеммакам Фарахани оставался отрешённым от всех дел, но в 1826 г. н. э. занял прежнюю должность в связи с беспорядком и хаосом, царившими в делах Азербайджана. Снова шах его разжалобил и отправил в Азербайджан. Кайеммакам Фарахани вместе с Аббасом Мирзой был на Гератской войне, и в тот момент, когда Аббасом Мирзой овладело чувство отчаяния и, понимая, что часы его жизни сочтены, он наказал Кайеммакаму Фарахани возвести на престол его сына, Мохаммад-мирзу. Решительно и со знанием дела Кайеммакам Фарахани исполнил завещание, и в благодарность за эту службу был назначен на пост премьер-министра Ирана. Мохаммад-шах (1834-1848 гг. н. э.) с его помощью смог расправиться со всеми претендентами на царский престол. Но Кайеммакам Фарахани не был доволен только тем, что занимал эту должность, он желал заняться существенным реформированием, уменьшить злоупотребления и неограниченную власть принцев крови и других придворных, осведомить их об ограничениях и правах. Он принялся за эту важную работу, не обращая внимания на окружение, обстановку и возможности, которые у него были. Занимаясь этим делом и прижимая праздных прожигателей жизни, нажил себе врагов, некоторые из которых восстали против него: они подогрели подозрительность шаха, в результате чего, Мохаммад-шах отдал приказ его убить. 22 июня 1835 г. н. э. года шах вызвал Кайеммакама из сада Лалезар, находившегося в то время за городом, в сад Негаристан. Кайеммакам, ещё не успев предстать перед правителем, был схвачен и до ночи просидел под замком в одной из комнат дворца Негаристан, где его задушили. Его тело было погребено на территории, принадлежащей усыпальнице хазрат Абд ол-Азима (см.). Кайеммакам превосходно владел искусством написания поэзии и прозы, а его стихи, письма и сочинения были образцами велеречивости и красноречия, напоминающими риторический стиль Саади. Он достойно проявил себя не только в области политики, но и среди писателей был изобретателен и оригинален. Все, кто работал под его началом, были утончёнными и образованными людьми. Присутствие Кайеммакама в Тебризе явилось причиной объединения здесь большинства мыслящих и пишущих людей, что стало новой движущей силой в персидской прозе. Грандиозность его сочинений и очарование высказываний были настолько велики, что шах боялся беседовать с ним и всегда осуждал свои собственные рассуждения и логику. Когда, по приказу Мохаммад-шаха, Кайеммакама Фарахани арестовали, шах сказал: «Да отнимут у него перо и да не позволят ему повествовать обо мне, ведь магическая сила и волшебство хранятся в его каламе. А если я увижу его вязь, то обольщусь ею и выпущу его на свободу.
Кайеммакам Фарахани
25
Авг