Словом редиф (букв. ряд) традиционно обозначают набор образцов или моделей, составляющих основу иранской музыки. Последовательное расположение мелодических формул (гуше, в т.ч. аханг и нагмат) в одном дастгахе (см.: Дастгах в иранской музыке) или в их совокупности называется редифом. Поэтому понятие «редиф» в иранской музыке имеет два значения.
1) Редиф в первом значении обозначает порядок, в соответствии с которым формулы-гуше исполняются в одном дастгахе.
2) Редиф во втором значении объединяет семь дастгахов и пять авазов (см. Аваз в иранской музыке) с расположенными друг за другом в особом порядке гуше.
Редиф с точки зрения исполнительских средств также подразделяется на два вида: инструментальный и вокальный. В основе существенной разницы между ними нет, а различие ограничивается теми моментами, которые связаны с возможностями инструмента или вокальной техникой. Кроме того, в вокальном редифе как с точки зрения содержания, так и с точки зрения размера большую значимость имеют стихи. При этом инструментальный редиф объемнее вокального.
Дастгахи и авазы отличаются друг от друга своим фиксированным звукорядом (ладом). Иными словами, последовательность тонов и их взаимное соотношение создают определенный звукоряд. Таким образом создаются особые схемы или модели для каждого дастгаха или аваза, а певец или музыкант, хранящий в памяти эти лады, способен исполнять музыку в разных дастгахах. Сравнивая иранские дастгахи с западной музыкой, можно сказать, что дастгах махур и аваз исфахан в иранской системе редифов в некоторой степени совпадают с двумя ладами западной музыки (мажорным и минорным соответственно).
Происхождение и развитие иранских редифов. Хотя термины редиф и дастгах считаются самыми основными понятиями классической (традиционной) музыки в современном Иране, точно неизвестно, когда она получила распространение. Однако мы знаем, что дастгахи, а затем и редифы возникли не внезапно, а постепенно. Что касается музыки в Иране в доисламский период, следует отметить, что расцвет музыкального искусства приходится на Сасанидский период (224–651 гг. н. э. см.). Судя по имеющимся свидетельствам, современная иранская инструментальная музыка находится под влиянием той эпохи. Например, в дастгахе хомаюн есть гуше под названием «Хосравани», который напоминает «Хафт Хосравани» эпохи Сасанидов. «Хосраванийат» или «Семь песен Хосравани» – это стихи, которые исполнялись под музыку для царей и мобедов (зороастрийских священников), а их авторство приписывается Барбаду (придворному музыканту сасанидского шаха Хосрова Парвиза (590–628)). С другой стороны, гуше «Джамедаран», который сегодня является частью дастгаха хомаюн, приписывают известной сасанидской придворной арфистке, Накиса.
В исламскую эпоху создание и совершенствование редифа, а также переход от системы макамов (ср. Макам) к системе дастгахов обычно приписывается Ага Али Акбару Фарахани (1821-1862 гг. н. э.) и двум его сыновьям, Мирзе Абдулле (1843–1918 гг. н. э.) и Ага Хосейнголи (1854–1915 гг. н. э.). Под макамом при этом подразумевается распространенная в исламскую эпоху система, в основе которой были достаточно длинные музыкальные пьесы, поддающиеся разделению на части, однако имеющие независимый характер. Дастгах же, напротив, означает короткие отрывки, которые, будучи расположены в определенной последовательности, и составляли индивидуальность дастгаха. Коллеги и ученики вышеупомянутых музыкантов, в свою очередь, на свой лад добавляли или убирали из этой последовательности те или иные произведения и представляли дастгах в разных исполнениях. Обычно к каждому особому собранию мотивов добавляется имя составителя сборника: например, «редиф Мирзы Абдуллы» или «редиф Ага Хосейнголи»; а если кто-то участвовал в его передаче, добавляется также имя передатчика: например, «редиф Мирзы Абдуллы в редакции Нур Али Хана Боруманда» (1905–1977 гг. н. э.). Методы группировки материала этих мастеров принципиально не отличаются друг от друга. Другими словами, разные редифы отличаются только деталями.
Вот некоторые из известных редифов иранской музыки: инструментальный редиф Мирзы Абдуллы; редиф Ага Хоссейнголи; редиф, составленный Мусой Маруфи (1889–1965 гг. н. э.); вокальный редиф Абдуллы Хана Давами (1891–1981 гг. н.э.) и редиф Махмуда Карими (1927-1984).
На сегодняшний день редифы Мирзы Абдуллы и Ага Хоссейнголи в инструментальной музыке и редифы Абдуллы Хана Давами и Махмуда Карими в вокальной музыке являются наиболее распространенными.
Махмуд Джафари Дехаги