В середине девятнадцатого века нашей эры, во время начала конституционного периода, в литературе зарождается новый стиль поэзии, главной особенностью которого явились простота слов и выражений, использование устной, народной речи, пристальное внимание к политическим и социальным проблемам, критика правительства, а иногда и религии, отказ от романтических, мистических и суфийских тем, обращение к насущному, смысловому наполнению жизни народа и низших слоев общества.
Этот период не опирается на определенные образцы поэзии, но вызывает популяризацию таких строфических форм, как мусаммат, таркиббанд, тарджибанд и мостазад.
Деххода (1878-1955 гг. н. э.), Ареф Казвини (1882-1934 гг. н. э.), Мирзаде Эшки (1893-1924 гг. н. э.) и Сейед Ашрафедин Хоссейни (1870-1934 гг. н. э.; редактор газеты «Насим-е Шомаль») являются одними из выдающихся представителей поэзии нового стиля.
Сейед Ашрафедин самый почитаемый и самый популярный поэт эпохи конституционализма, поддерживавший трудящихся. Он каждую неделю издавал в Тегеране газету «Насим-е Шомаль» (букв. «Северный бриз»), и знали его по названию газеты. Его поэтическое наследие содержит более двадцати тысяч двустиший, и часть из них под названием «Баг-е бехешт» (букв. «Райский сад») много раз публиковалась в Тегеране и Бомбее (совр. «Мумбаи»). Стихи Насима Шомаля не достигают качества слога и красноречия классических риторов Ирана, но в своей самобытной поэзии он с острой иронией высмеивал предателей родины и коварных дипломатов, не заботившиеся о стране и народе.
Хотя Деххода не снискал себе славу как поэт, тем не менее два его коротких стихотворения — «кытъа», были опубликованы в газете «Сур-е Эсрафил» (букв. «Труба Исрафила»). Эта газета, издававшая стихи конституционной эпохи, также получала немалую пользу, публикуя образцы бесценной сокровищницы народной культуры (фольклор) и преданий.
Помимо бесчисленного количества стихотворений самых различных форм и тематики, печатавшихся в газетах того времени, именитые ораторы того периода также посвящали свой поэтический талант служению родине и целям борцов за свободу. Например, Малек-ош-шоара Бахар (1886-1951 гг. н. э.), выросший и выпестованный в классической литературной среде, вскоре после возникновения конституционного движения (см.) присоединился к группе борцов за свободу. Адиб оль-Мамалек Фарахани (1861-1917 гг. н. э.) также пытался вместить социальную проблематику в старый поэтический формат. В это же время Ареф Казвини, обратившийся к людям из придворной среды, слагал и исполнял песни патриотического характера. И несмотря на то, что он не был профессиональным музыкантом, но благодаря своему абсолютному музыкальному слуху он сумел превосходно сочетать поэзию и музыку, сочиняя для людей красивые стихотворные баллады, именуемые «тасниф». Например, Ареф Казвини создал тасниф, в котором воздал почести первым жертвам свободы после завоевания Тегерана, и в котором заключался следующий посыл: «Из крови юношей страны взрос тюльпан». Иранские служители муз до сих пор продолжают декламировать этот тасниф.
Сайед Мохаммад Реза Мирзаде Эшки (1893-1924 гг. н. э.) также является одним из поэтов эпохи конституционализма. После освобождения из тюрьмы он возобновил свою политическую деятельность и работу в СМИ. Слагая пространные и яростные стихотворения, направленные против злоумышленников и агрессоров, он воздал должное правам государства и нации, избрав своим ремеслом саркастическое обличение врагов и высмеивание противников. В 1921 году Эшки приступил к изданию политико-критической газеты «Двадцатый век», а затем сочинил знаменитое произведение «Идеал», которое, без сомнения, является одним из самых читаемых и жизнестойких стихотворений персидской поэзии.
Стихотворения Фаррохи Язди (1889-1939 гг. н. э.) были одними из самых известных в тот период. Фаррохи — наиболее активный поэт конституционной эпохи. Он незамедлительно реагировал на каждое общественное событие. Правительство, министры и депутаты парламента были беззащитны перед жалящими укусами его пера. В своей газете «Туфан» (букв. «Буря») он писал резкие стихи и статьи против тогдашнего правительства. Поэзия Фаррохи проста и лишена словесно-смысловой вычурности. Его произведения менее запоминающиеся, менее захватывающие, чем стихи Эшки, Арефа Казвини и Насима Шомаля, но они более ценны с социальной точки зрения. Он слагатель газелей (т. е. «поэт лирик»), но их содержание — не любовь и не личные переживания, а политика и острые социальные вопросы. Есть в истории персидской литературы несколько поэтов, отдавших жизни в борьбе за свои убеждения. Фаррохи – поэт, имевший чёткое понимание картины мира, за что и был убит. В период конституционализма Фаррохи Язди явился одним из символов литературы, выступавший против капитализма, — убежденный социалист и сторонник рабочего и страждущего люда. Он слагал стихи в защиту угнетённого класса рабочих и крестьян. Газета «Туфан» издавалась в защиту и поддержку бесправных слоёв общества, озвучивая думы и размышления этого поэта.
Захра Мохаммади