В прошлом одежда была показателем социального статуса человека в обществе. Одежда иногда используется как средство различения людей, занимающихся разными профессиями, так что по одежде можно догадаться о профессии человека. Например, по одежде ахундов можно понять, что они относятся к религиозным лидерам и духовенству. Конечно, их одежда менялась в ходе истории и раньше выглядела по-другому. Так как ахунды посвятили себя изучению ислама, поведению в соответствии с исламом и знакомству людей с этой религией, поэтому и одежда их напрямую связана с распространением религии. Поскольку одежда ахундов в какой-то степени выше, чем просто рабочая одежда, ее обладатели также должны придерживаться моральных и духовных ценностей и соблюдать заповеди религии.
Раньше одежда ахундов была очень простой. Но после Исламской революции в Иране и прихода духовенства во власть и в политическую жизнь, она претерпела ряд изменений в соответствии с новым социальным положением ахундов. Даже те ахунды, кто были далеки от политики и не были заинтересованы в получении власти, перестали носить традиционную одежду по прошествии времени. Одежда ахундов состоит из верхней мужской накидки (аба́), длинного кафтана, надеваемого на рубашку (каба́), халата (лабаде́), тюрбана, тюбетейки (аракчи́н), белой долгополой рубахи с длинными рукавами (дашдаше́), рубашки и специальных сандалий.
Тюрбан и аба – наиболее узнаваемые и важные элементы одежды ахунда, без которых просто невозможно представить духовное лицо, поэтому эти два вида одежды важнее всех остальных. Тюрбан – это головной убор, имеющий различные виды, который носят всё мусульманское духовенство. В Иране духовные лица носят его, завязывая иначе, чем большинство мусульман. Раньше тюрбаны носили выдающиеся мусульманские деятели, исламские богословы и даже простые люди. В зависимости от времени и места тюрбаны отличались по цвету ткани и назначению. Наиболее яркое отличие между тюрбанами шиитов и тюрбанами других мусульман – цвет. У шиитов тюрбаны белого цвета указывают на отсутствие титула сейида, тогда как черные тюрбаны – привилегия сейидов. В настоящее время такое разделение распространено только среди шиитов и некоторых суннитов Средней Азии. Тюрбаны различаются по форме, размеру и способу завязывания. Основные виды тюрбана: табаристанский, кумский, наджафский, арабский и др. Тюрбан представляет собой ткань, традиционно это индийский или тайский шифон, белого или черного цвета, длиною от 6 до 11 метров, которая складывается и обматывается вокруг головы. Чем длиннее ткань, тем больше тюрбан. Согласно распространенному в народе поверью, чем больше тюрбан, тем умнее и праведнее человек.
Аба – элемент одежды ахундов, со временем практически не изменившийся. Аба представляют собой длинную накидку, которую духовные лица набрасывают на плечи. Бывают зимние и летние «аба». Существуют разные виды аба, например сирийская, хачие и буширская. Аба обычно изготовляются из шерсти и бостона — сорта шерстяной ткани. Основными материалами, из которых изготовляются аба, являются шерсть и наджафская хачие. Они бывают демисезонными, летними и весенними, зимними и осенними. Демисезонные шьются из ткани средней плотности, что позволяет носить их в любое время года. Летние и весенние — из легкой кружевной ткани, которая поглощает меньше тепла. Зимние шьются из плотной ткани, чтобы предотвратить проникновение холода. Осенние – из ткани умеренной плотности.
Каба или лабаде – это длинная одежда, которую надевают поверх рубашки и носят под аба. Воротник каба застегивается на верхнюю пуговицу. Ее шьют из ткани, используемой при пошиве мужских костюмов.
Дашдаше – элемент одежды, арабского происхождения, сшитый из белой легкой ткани, который обычно застегивается на три пуговицы сверху. Дашдаше представляет собой длинную рубашку до пола. В некоторых жарких городах, таких как Кум, летом студенты семинарий предпочитают носить дашдаше вместо каба. Рубашки, которые носят духовные лица, имеют воротник-стойку и достаточно просты в пошиве. Большинство рубашек изготовлены из светлых тканей.
Аракчин – это маленькая шапочка, которую некоторые ахунды носят под тюрбаном или отдельно. Молодые студенты-семинаристы обычно их не используют.
Некоторые ахунды могут носить легкие белые штаны в сочетании с каба. Среди студентов-семинаристов это не распространено, они носят классические брюки.
Обувь ахундов похожа на сандалии с закрытым носом, но без задников, и может быть представлена в разных цветах. В последние годы учащиеся духовных учебных заведений и духовные лица все реже носят эту обувь, т.к. она неудобна в использовании и стесняет движения.
Одежда ахундов не регламентируется религиозными правилами и законами шариата. В связи с этим она может меняться со временем. В течение жизни каждого ахунда его одежда может меняться несколько раз. Например, когда преподаватели духовных учебных заведений получают более высокую степень, начинают вести урок под названием «харедж», становятся муджтахидами или марджа ат-таклидами, размер их тюрбана увеличивается. Обычно по достижении более высокой степени в семинарии увеличивается и размер тюрбана.
Ахмад Реза Хезри