Тар – струнно-щипковый музыкальный инструмент, который является одним из важнейших в классической иранской музыке (см. Классическая иранская музыка). Репертуар этой музыки в первую очередь основан на возможностях и щипковых приемах игры на таре и сетаре. Среди всех распространённых в Иране музыкальных инструментов именно тар отличается наиболее неясным происхождением. В целом создается впечатление, что, несмотря на отсутствие достоверных свидетельств, нынешний иранский тар не появился внезапно, а является результатом эволюции, развития или изменения одного или нескольких других струнных инструментов.
Конструкция: Корпус этого инструмента состоит из двух частей: нижней – «резонирующей чаши» и верхней, которая называется «наггаре». Резонирующая чаша состоит из двух звуковых камер, соединённых между собой. Её корпус сделан из тутового дерева и покрыт шкурой новорождённого ягнёнка. На конце грифа имеется часть, называемая «сарпандже», на которой держатся колки. У тара 6 колков и, соответственно, 6 струн. Во времена Каджаров у него было 5 струн, но в конце этого периода Дарвиш-хан (1872-1926), в подражание сетару, добавил ещё одну струну. Длина обычного тара составляет 95 см, ширина чаши – 25, а глубина – 20 см. Длина ручки равна 60 см, а ее ширина – примерно 3 см. Струны изготавливаются из стали и меди и обычно настраиваются парами, то есть располагаются тремя двойными группами (2 + 2 + 2). Традиционно тар имеет 25-28 ладов из кишок животных, которые накручиваются на гриф в три-четыре слоя.
Игра: По струнам играют латунным медиатором, причём верхняя половина медиатора, соприкасающаяся со струнами, гладкая и отполированная, а нижняя – более широкая и покрыта воском. На изображениях периода династии Зандов (см.) видно, что этот инструмент во время игры клали на ногу. Позже, в эпоху Каджаров, под влиянием кавказской традиции, тар некоторое время клали на грудь и, наконец, в начале XX века снова стали класть на ногу.
История: Поскольку в источниках сефевидского периода (см.) нет абсолютно никаких упоминаний об этом инструменте, его изобретение можно отнести к концу XVIII века уже после периода Сефевидов.
Первые исполнители игры на таре: Старейшим исполнителем игры на таре, о котором до нас дошли какие-либо сведения, является Ага Али Акбар Фарахани (1821-1862) придворный музыкант Мохаммад-шаха Каджара (1834-1848) и Насреддин-шаха Каджара (1848-1896). После него традицию игры на этом инструменте при каджарском дворе продолжили его племянник Ага Голам Хосейн (1832-1887) и его сыновья Мирза Абдулла (1843-1918) и Мирза Хосейн-коли (1854-1915). Почти все исполнители игры на таре в Тегеране в конце эпохи Каджаров учились у этих двух великих мастеров и передали стиль игры на этом инструменте следующему поколению.
Центры производства Тара: Важнейшими центрами производства тара в период Каджаров были Тегеран и Исфахан. Несомненно, величайшим мастером по изготовлению тара за последние сто лет был Яхья II (1875-1931 гг.), сын Хачика Наджарбаши. С начала прошлого века и по сей день тары, изготовленные этим мастером, служат образцом для большинства мастеров по изготовлению этого музыкального инструмента.
Азербайджанский тар: На Кавказе играют на другой разновидности тара, которая в Иране известна как азербайджанский тар. Кавказский или азербайджанский тар имеет чашу меньшего размера, чем иранский тар, но его гриф шире и при игре кладется на грудь. Азербайджанские музыковеды считают, что этот инструмент был заимствован из иранской традиции, так как до XVIII века он на Кавказе не встречался.
Махмуд Джафари Дехаги