Чадра (перс. [čādor]; в старинных литературных текстах [čādar]) – женское покрывало, которое надевается на голову. Согласно упоминаниям доисламских источников, это одеяние очень древнее, а употребление этого слова в среднеперсидском языке указывает на его древнее происхождение. Слово «чадра» может даже восходить к санскритскому корню «чад», означающему «покрывать». В словарях также для слова «чадра» приводятся следующие значения: женский плащ, накидка, шаль и хиджаб. Слово «чадра» появилось в арабском языке в арабизованном варианте «шаузар».
В период Мидийского царства чадрой не пользовалась. В период правления династии Ахеменидов (см.) на женские головы надевали некое подобие короны, к которой прикрепляли тонкую ткань, служившую чадрой; даже наряд цариц в ту эпоху состоял из драпированного складками одеяния и короткой декоративной вуали. Платье, чадра и обувь – детали, составлявшие женское облачение в период Парфянского царства (см.), а исследования различных художественно-прикладных мотивов показывают, что парфянские женщины носили чадру. Точно также, как и состоятельные женщины использовали в своём одеянии длинные складчатые платья и чадру. В эпоху Сасанидской империи (см.) чадру носили по-разному. Сасанидские женщины покрывались широкой с большим количеством складок чадрой, доходившей до середины голени.
В исламский период чадра никогда не имела единого названия, формы, размера, покроя и цвета. В священном Коране упоминается покрывало под названием «джелбаб». В 59 аяте суры «Аль-Ахзаб», известном как «аят Джелбаб», адресованному Пророку говорится, что он должен «сказать своим женам, дочерям и благочестивым женщинам», чтобы, выходя из дома, они скрывали себя под покрывалом. В этом аяте поясняется, что это делается для того, чтобы верующих женщин на улицах можно было отличить от других по этому самому покрывалу, и чтобы их не бесчестили на улицах Медины.
В период правления династии Омейядов (661-750 гг. н.э.) женское покрывало называлось «хебре», которое представляло собой цельное покрытие, закрывающее все тело. Возможно, слово «хебре», учитывая зарождение хиджаба в среде евреев и христиан, восходит к религиозной лексике раннего христианства и иудаизма. В период Аббасидского халифата (750 — 1258 гг. н.э.) «молайя» было обычным одеянием женщин вне дома, напоминающие «хебре» и покрывавшее тело целиком.
Наши познания о точном описании чадры, как бы она ни называлась, в основном относятся к более новым историческим периодам и, главным образом, к периоду Сефевидского государства (см.) и к последующим ему. На некоторых картинах эпохи Сефевидов на женских головах изображена простая неукрашенная ничем чадра, похожая на современную, в основном белого и синего цветов. В эпоху правления Афшаридов (см.) женский хиджаб и покрывало были такими же, как и в предшествующий период, и женщины появлялись на публике в полном облачении и в чадре. В эпоху династии Зендов (см.) женщины, выходя из дома, покрывались чадрой чёрного, фиолетового или тёмно-синего цветов, и использовали вуали. Дошедшие до нас путевые очерки и картины раннего периода династии Каджаров являются справочным материалом, который можно использовать для понимания того, как в то время покрывались чадрой. Например, Гаспар Друвиль (скончался: 1272 г. солнечной хиджры / 1856 г. н.э.), французский путешественник, упоминает в своих путевых заметках о чадре из белой хлопчатобумажной ткани. Или на сохранившейся картине того периода чадра на голове женщины, очень похожа на современную. Начиная с периода правления Насер ад-Дин Шаха Каджара (1848–1896 гг. н.э.) стала очень популярной чадра для совершения намаза, и её использование отличалось от обычной чёрной чадры.
Вслед за отменой хиджаба в некоторых странах, таких как Египет, Алжир и Турция, по приказу Реза-шаха Пехлеви 8 января 1936 года, в Иране произошел первый случай снятия хиджаба, который в значительной степени стал причиной упразднения и отмирания традиции ношения чадры. Затем, после отречения от престола Реза-шаха Пехлеви в июле 1941 г., ограничения по ношению хиджаба были отменены, тем более что сопротивление верующих практически помешало осуществлению этого приказа. После победы Исламской революции ношение чадры распространилось повсеместно, даже в административных центрах и прочих государственных местах: теперь ношение чадры стало обязательным в некоторых святых местах, в ряде государственных учреждений и в образовательных центрах.
Сегодня прежние функции чадры в иранском обществе в определенной степени сократились, и можно сказать, что она приобрела некий символический характер. Например, в некоторых областях Ирана в дни траура (в месяцы мухаррам и сафар) и во время других религиозных и паломнических церемоний, а иногда и на свадьбах женщины помимо чадры, носящие другие виды покрывал, используют чадру белого, чёрного цветов или — других расцветок. Также среди женщин мусульманских стран чадра воспринимается одним из видов исламского хиджаба, вернее — самой полной его формой. Несмотря на это, женщины-мусульманки, придерживающиеся исламской формы одеяния, в европейских и неисламских странах, соблюдая ношение хиджаба, редко носят чадру.
Для получения более полной информации см. «Внедрение ношения хиджаба»
Ахмад Реза Хезри